Техника ударов ногами рукопашный бой. Как научиться драться в домашних условиях

В этой статье речь пойдет о самообороне без применения оружия, приемах рукопашного боя, а также о том, как выйти из уличной драки с наименьшими потерями.

Каждый день, выходя из дома, или, наоборот, возвращаясь по темной улице домой, люди подвергаются опасности нападения преступников.

Некоторые из асоциальных элементов, способны даже убить человека только за то, что ему приглянулась куртка, или дорогой телефон припозднившегося гражданина.

Как же защититься от них? Да, можно купить , или . Но шокер еще нужно достать, а трясущимися руками сделать это непросто, то же самое касается пистолета, баллончик же, невозможно применить при встречном ветре, а также в замкнутом помещение.

Есть второй вариант для обеспечения собственной безопасности – выучить элементарные приемы рукопашного боя. Не нужно быть титулованным боксером или иметь черный пояс по карате, достаточное овладеть двумя – тремя простыми приемами, чтобы отбиться от одного, а то и двух гопников.

Особенности самообороны на улице


Прежде всего, нужно помнить, что улица – это ни спортивная секция, никто не будет соблюдать никакие спортивные и моральные правила. Уличная драка, вообще, лишена каких-либо правил.

К тому же срабатывает фактор внезапности: возвращающийся через темный парк человек не знает, из-за какого куста на него выпрыгнет преступник, а когда это случается, то сильный испуг, испытываемый в момент нападения, мешает принять адекватные действия. Все это накладывает свой отпечаток на возможности самообороны от посягательств.

Лучшие удары

Для обучения этим приемам и ударам не нужно ходить в специализированную секцию, достаточно иметь немного времени, и друга, с которым можно тренироваться.
Удары для самообороны должны быть эффективными и направленными на скорейшее выведение неприятеля из строя. Традиционным считается прямой удар.

Бить следует в нос, глаза или челюсть противника, гораздо лучше, если удар будет наноситься не кулаком, а открытой ладонью.

Внимание: если неподготовленный человек нанесет удар кулаком, то от сильного удара можно разорвать суставную сумку пальцев и даже раздробить костяшки.

Удар ладонью является менее травмоопасным для обороняющегося, и причиняет более мощные повреждения противнику, так как поражается весьма обширная область.

Еще одним эффективным ударом для самообороны является апперкот – удар кулаком снизу вверх в челюсть противника.

Апперкот- удар снизу в челюсть

Для эффективной самообороны на улице можно применять не только удары из боксерского арсенала, но и «запрещенные» приемы. Запрещенные в спорте, ибо на улице все разрешено.

Самым известным «подлым» ударом является удар ногой в пах. Действует безотказно. Бить можно как ступней, так и коленом. Для удара коленом нужно схватить противника руками за грудки, и рвануть на себя, одновременно нанося удар.

А можно не производить захват, а просто сделать шаг вперед и нанести удар ниже пояса. Этот прием превосходно действует и в том случае, если противник схватил за горло.

Обратите внимание: ступней нужно бить тогда, когда расстояние до неприятеля слишком велико для того, чтобы использовать колено.

Не нужно сгибать ногу в колене, а потом выстреливать голенью как в тхэквондо, достаточно просто нанести дубовый удар ногой, резко подняв ее вверх.

Следующим эффективным приемом в реальной уличной драке является удар носком под коленную чашечку.

Это очень больно, и моментально отбивает у преступника желание продолжать свои действия. Удар, нанесенный сбоку, способен свалить человека, если же ударить прямо, да еще и с большой силой – можно сломать кость голени.

Еще одним крайне эффективным боевым приемом является резкий удар в область солнечного сплетения. Бить можно как кулаком, так и открытой ладонью.

От него перехватывает дыхание и появляется сильная боль, что надолго нейтрализует нападавшего.

Если неприятель начал душить – можно попробовать выдавать ему пальцами глаза . Для этого голову недруга обхватывают ладонями с боков, а большие пальцы упирают в глаза. Давить нужно со всей силы, если противник не захочет остаться слепым, он перестанет душить.

Самооборона в замкнутом пространстве

Довольно часто нападения происходят в замкнутом пространстве: на лестничной площадке, лифте или подъезде, где негде развернуться, нет места, чтобы размахнуться. Удары для самообороны в тесном помещении, должны быть резкими, точными, и очень-очень эффективными. Помимо удара ногой в пах, можно нанести удар кулаком в горло преступника.

Полезно знать: горло не такое крепкое, как голова или лицо, поэтому не нужно бояться переломать пальцы.

Очень эффективным, и эффектным, можно назвать боковой удар локтем. Бить следует в висок или челюсть. Удар наносится внезапно и очень резко, при этом желательно выполнять поворот корпуса, но даже без этого поворота противник получит сильные травмы.


Легкие удары, наподобие хлопков ладошками, в уличной драке категорически противопоказаны, если уж бить, то наверняка.

Последствия

Каждый человек имеет право на самооборону от посягательств на его жизнь и здоровье, но вместе с правом приходит и ответственность.

Если нападавший в результате ваших действий потерял сознание либо явно не может продолжать агрессию, ни в коем случае нельзя его добивать.

Добивание поверженного противника карается .

Следует как можно быстрее покинуть место схватки и вызвать полицию, можно также связать противника и ждать на месте схватки приезда стражей порядка. Единственное, что нельзя делать – добивать. И последнее, если у преступника нож либо какое другое оружие, не стоит вступать в бой, лучше убежать, или отдать ему требуемое. Здоровье дороже.

Смотрите видео о том, как приемы борьбы можно эффективно использовать в уличной драке:

Знание – столь драгоценная вещь,

что его не зазорно добывать из любого источника

Очень часто «студенты» (в Ниппон кэмпо принято называть обучаемых учеников – «студенты»), могут проводить занятия в «домашних» условиях, но не понимают как?

Итак, самоподготовка в рукопашном бое предполагает самостоятельную работу обучаемого в домашних условиях.

Самоподготовка в рукопашном бою решает ряд задач:
  • закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ, контрольных задач и т.д.
  • выработка рациональных методов и приемов понимания техники;
  • обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с «собой», то есть – самосовершенствование;
  • развитие воли, умения преодолевать трудности;
  • формирование характера, духа;
  • выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, и т.д.;
  • совершенствование развития двигательной памяти, мышления, и других способностей.
  • повторяя технику самостоятельно, «студенты» быстрее усваивают материал, что позволяет группе обучаемых Ниппон кэмпо, быстрее прогрессировать и получать больше информации.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего обучения . Студент самостоятельно вспоминая и пропуская технику через себя, больше начинает понимать и осознавать сами принципы выполнения упражнения.

В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при закреплении на занятиях.

Проводя занятия дома или на пересеченной местности, или в командировке, обучаемый должен понимать принципиальные основы безопасности упражнений:

  • стараться не стараться (когда стараются без преподавателя, часто заучивают неправильный навык);
  • не оставить здоровье, а его приобрести (пытаясь сделать больше и резче, многие получают травмы);
  • больше концентрироваться на процессе, а не на конечном результате;
  • помнить: что лучше меньше, да чаще (привычка постоянно самосовершенствоваться, важнее порыва «одного дня»).

Мы рассмотрим, как проделывать тренировочную работу основных мышечных групп для формирования ударной техники в рукопашном бою.

Любой удар формируется от отталкивания ноги и передачи энергии в бедра. Поэтому часто говорят «бейте ногами».

Первое упражнение

Одно из упражнений для развития ног начинается с «взрывных» упражнений для мышц ступни, это всевозможные «наскоки», прыжки, «выпрыгивания». Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять 4 -5 подходов по 30 секунд.

Второе упражнение

Другое, очень полезное упражнение, это всевозможные скручивания в бедрах, при этом за спиной можно удерживать не только гриф от штанги, но и обыкновенную палку или швабру. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

Третье упражнение

Это упражнение направлено на совмещение работы отталкивания ноги и одновременного выбрасывания грифа или палки двумя руками вперед. Перед выполнением упражнения нужно хорошо размять коленные суставы. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

Четвертое упражнение

Отжимание стоя на возвышенности. Упражнения служит для развития мышц спины, рук. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

Пятое упражнение

Упражнение называется – «накатывание». Перекатывание с основания сустава указательного пальца кулака, на локоть и обратно. Вы можете посмотреть одно из таких упражнении на канале Yotube (Уроки от Вячеслава Журавлева). Обычно нужно выполнять по 30 секунд 4 -5 подходов.

Упражнения по рукопашному бою с простым тренажером

После физической работы с мышцами, мы переходим к отрабатыванию ударной техники на простом тренажере.

Для изготовления такого тренажера не требуется ни денег, ни фешенебельного спортзала. Этот тренажер всегда с Вами и под рукой. Для этого понадобится только небольшая веревка или шнурок и обыкновенное полотенце, или любая иная матерчатая вещь (рубашка, футболка и т.п.).

Закрепляем матерчатую вещь по центру и вешаем ее на вешалку или другой крюк.

На этом тренажере можно нарабатывать траектории ударов рук, ног, локтей, коленей. Практиковать комбинационные ударные техники. Главное помнить, что было бы желание, а как сделать тренажер мы подскажем. И еще, важно общаться и заниматься под руководством опытного человека или инструктора, мы же не лечим зубы сами, мы ходим к врачу. А самолечение приводит к нехорошим последствиям. Не болейте!

Базовыми элементами рукопашного боя являются точка опоры, плечо и сила. Но эти элементы проявляются через конструкцию сил, задействованных в контакте и в конкретных ситуациях.

Усвоение и понимание базовых элементов рукопашного боя является абсолютно обязательным условием успешной боевой подготовки. Невозможно строить дом на песке, невозможно строить обучение рукопашному бою без понимания и безусловного владения базовыми движениями и понятиями.

Глубокое понимание и безукоризненное владение этими элементами является единственной возможностью в оптимально короткие сроки понять и освоить систему построения движений. Естественно, это подразумевает также четкое и последовательное следование методике обучения.

Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, требующий отработки навыков падений, перекатов, кувырков, скольжений и уходов и многие другие элементы. Кроме самих базовых элементов существует значительное количество подготовительных и «подводящих» упражнений, облегчающих понимание движения и поэтапное формирование правильных двигательных навыков. И если количество базовых элементов конечно, то дополнительные упражнения весьма изменчивы и разнообразны, так как их основная задача - облегчить подготовку или исправить появляющиеся в этом процессе нерациональные или неправильные двигательные навыки.

При описании базовых элементов приведены некоторые из таких упражнений, но занимающиеся часто придумывают собственные, индивидуальные варианты, ищут наиболее рациональные для собственного телосложения пути выработки правильных навыков.

10.1. Базовая стойка

Базовая стойка - оптимально удобное положение тела с точки зрения эргономики и биомеханики, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (рис. 9а, б), а изготовки к бою с оружием или без него - производными от базовой стойки (рис. 9в).

При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный размер опорной площадки, ступни ног при этом параллельны. Положение легкого приседа (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает, благодаря накоплению энергии упругой деформации в связках и мышцах, готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40-45°) способствуют равномерному распределению силы тяжести, а также выводу линии тяжести по центру опорной площадки (см. гл. I).

Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол обзора (см. гл. I).

Руки при верхней рамке (рис. 9а) согнуты в локтевых суставах. Локти слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы, являясь продолжением кистей рук и предплечий, располагаются на уровне глаз. При нижней рамке (рис. 96) руки свободно располагаются вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечивает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или нанесения ему различных ударов.

В связи с тем, что антропологические данные у каждого человека свои, индивидуальные, мы не требуем жесткого подражания при выполнении того или иного действия, поэтому при отработке различных упражнений, в том числе и стойки, внешняя ее форма будет у каждого обучаемого своя, особенная. Именно исходя из этого условия, требуется наличие у каждого проходящего подготовку, четкого понимания определяющих стойку моментов: площади опорной площадки, расположения центра тяжести, положения корпуса (спины), положения головы (подбородка и глаз).

10.2. Перемещения в стойке

Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других, атакующих и защитных, действий.

Перемещения в рукопашном бою определяются ситуацией и могут быть весьма различны. Основные из них это повороты (развороты к противнику, находящемуся сзади или сбоку, принятие положения тела под углом к атаке противника) и шаги. Шаги, в свою очередь, могут исполняться различными способами: шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и другие.

Пояснения к технике шага не требуются - это обычный переменный шаг, подобный тому, которым мы передвигаемся вне условий боя. Точно такими же простыми действиями являются подшаг и отшаг, которыми мы либо придвигаемся, либо отодвигаемся от выбранной цели, не изменяя положения ног относительно друг друга и незначительно растягивая или уменьшая ширину стойки.

Одним из основных способом перемещения является шаг с подшагом. С первого взгляда этот элемент кажется весьма непростым и ему необходимо уделить пристальное внимание, так как он, во-первых, действительно достаточно сложен, а во-вторых - является одним из «ключей» в освоении системы построения движений. При правильном методическом подходе этот элемент усваивается в кратчайшие сроки.

Исполняется этот элемент следующим образом:

– из базовой стойки или изготовки к бою (рис. 10а) приставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги, в данном случае - правой к левой и развернуться бедрами по направлению выбранного движения (рис. 10 б). Таким образом мы становимся под углом к атаке противника, что, даже в случае пропуска удара, обеспечивает рикошет его ударных частей и рассеивание кинетической энергии удара по касательной;

– сделать шаг впереди стоящей ногой, в данном случае левой (рис. 10в). Этим движением мы сокращаем дистанцию с противником, обеспечивая сложение скоростей двух тел в случае нанесения ударов по «провалившемуся» противнику.


Необходимо отметить, что, в зависимости от ситуации, этот шаг можно и не делать (нет необходимости или просто не успел);

– подшагнуть (восстановить опорную площадку) или отшагнуть в вышеописанных случаях.

Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт.

Важно отметить, что при приобретении определенного навыка в поддержании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением противника от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться лишь разворотом корпуса, скручиванием бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др.

Необходимо еще раз обратить внимание на то, что все описываемые в данном разделе упражнения и технические действия являются базовыми элементами, а значит, уровень их усвоения должен быть безусловным и доскональным. В противном случае невозможно построение устойчивой системы двигательных навыков.

10.3. Нижняя акробатика

Нижняя акробатика в рукопашном бою - это раздел, включающий в себя технику безопасных падений, перекатов, кувырков, переползаний, скольжений и многое другое.

Если рассматривать с позиций функционального предназначения, то это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях.

10.3.1. Падения

Падения могут осуществляться на грудь, на спину, набок (влево, вправо), на спину с разворотом. Эти элементы на начальной стадии обучения должны отрабатываться сначала из базовой стойки, а в дальнейшем из

любого положения, чтобы не сформировалось стойкой привычки в «привязке» к единственному исходному положению. Занимающихся, имеющих опыт спортивных самостраховок, необходимо настраивать даже на более тщательную работу, чем остальных. Это связано с тем, что данные падения используются в условиях, далеких от условий спортивного зала и «аппеляция» к закрепленной технике спортивных самостраховок может серьезно подвести в боевой ситуации.

При падении на грудь (рис. 11) необходимо:

из базовой стойки (рис. Па), опуская таз вниз (рис. 116), отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти должны быть разведены в стороны (рис. Ив). Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев - пальцы - ладони - внутренние поверхности предплечий. За счет этого эффективно гасится энергия падения и осуществляется плавная и бесшумная амортизация.


При падении набок (влево, вправо) необходимо из базовой стойки (рис. 12а) скрутиться в бедрах (рис. 12б) и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо) (рис. 12в), приземлиться на руки, как при падении на грудь. Часто на начальном этапе обучения возникает тенденция у занимающихся к переразгибанию и закрепощению локтевого сустава, особенно руки со стороны падения. Это может привести к травмам, так как выключается амортизирующая способность системы рычагов руки. На это надо обращать внимание. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол = 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять = 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голова должна быть приподнята (рис. 12г).


При падении на спину из базовой стойки (рис. 13а) присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости оттого, в какую сторону совершается падение) и «сесть» на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бедром (рис. 13б, 13в). В данном случае правым бедром на левую пятку. Правая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину (рис. 13г). После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце (рис. 13д) и перевернуться на всю спину (рис. 13е), поджав под себя ступни ног. Этим поджиманием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не упираться.


10.3.2. Перекаты

Перекаты на начальном этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кроме этого они формируют у обучаемых такое качество, как ловкость.

Перекат на коленях осуществляется из исходного положения «сидя на коленях» (рис. 14а). Для совершения движения, например, влево необходимо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро (рис. 14б). После этого развернуться на левом бедре, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу (рис. 14в). Далее, потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени (рис. 14г). Кисти рук во время движения постоянно находятся на коленях, а глаза смотрят за окружающей обстановкой. Упражнение завершается в положении, когда обучающийся развернут силой относительно первоначального направления.


Перекат лежа может выполняться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки.

Из положения сидя на коленях (рис. 15а) надо опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой (рис. 15б). После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях (рис. 15в). Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой (рис. 15г). После этого сесть на оба колена (рис. 15д).

Необходимо помнить, что локти во время перекатов не должны соприкасаться с поверхностью, а тем более - ударяться о нее. Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом.

Таким же способом делается перекат в другую сторону.

Выполнение переката из базовой стойки отличается только наличием фазы приседания.


10.3.3. Кувырки

Кувырки (вперед, назад) совершаются из основной (базовой) стойки или с колена (рис. 16а). При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны делается шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки разводятся вперед и в разные стороны, а второй ногой осуществляется толчок (рис. 16б).

Голова отклоняется под плечо, противоположное тому, через которое осуществляется кувырок. Контакт с поверхностью начинается с пальцев (кистей) рук, продолжается через предплечья, плечо (рис. 16в). Голова ни в коем случае не должна контактировать с поверхностью, и описанное отгибание под плечо уводит ее с траектории движения.

Руки проворачиваются по направлению движения в плечевых суставах, и основной контакт тела с поверхностью приходится на заднюю часть дельтовидной мышцы (рис. 16г). За счет скручивания бедер контакт с поверхностью продолжается по линии «опорное плечо (дельтовидная мышца) - разноименное бедро», т.е. идет по диагонали через спину.

Толчковая нога на последней стадии является маховой (рис. 16д). За счет маха осуществляется выход из кувырка в стойку с поворотом по ходу вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 16е) или совершается другое действие (какое-либо падение, переход в другой кувырок и другие).


При выполнении кувырка вперед с выносом рук в одну сторону из базовой стойки (рис. 17а) делается шаг вперед, а руки выносятся влево с проворачиванием в плечевых суставах в момент контакта с поверхностью, голова отклоняется в том же направлении (рис. 17б, в).

Основной контакт с поверхностью (в момент «приземления») начинается так же, как и в предыдущем кувырке, с задней части дельтовидной мышцы и продолжается по диагонали на противоположное бедро (рис. 17г, д).

Выход из кувырка выполняется так же, как и в предыдущем случае: с разворотом по направлению вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 17е).


При выполнении кувырка назад из базовой стойки (рис. 18а) осуществить глубокий присед и скрутиться бедрами в выбранном для кувырка направлении (рис. 18б). После этого выполнить падение на спину, перека тившись по ней по диагонали «вошедшее в контакт с поверхностью бедро - противоположное плечо» (рис. 18в). Руки при этом разбрасываются в разные стороны под утлом 90° к телу и проворачиваются в момент совершения переворота через опорное плечо. Ноги, выполняя мах, забрасываются за голову (рис. 18г). Голова при этом отклоняется в противоположную этому плечу сторону (рис. 18д).

Выход из кувырка осуществляется в базовую стойку или в производную для совершения какого-либо действия (рис. 18е).


10.3.4. Перемещения на нижнем уровне

Существуют различные перемещения на нижнем уровне. Их необходимо знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение или за укрытие, защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство, вести огонь в различных направлениях и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Подготовительное упражнение к движению «звезда»

Исходным положением является упор лежа лицом вниз (рис. 19а). Начиная упражнение, необходимо правую ногу (в данном случае), согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой (рис. 19б). Опираясь на правую руку и перебрасывая левую, развернуться всем телом через левое плечо и принять положение упора в поверхность руками и ногами, а спиной вниз (рис. 19в).

После этого, продолжая движение, пронести согнутую левую ногу под правой (рис. 19г), развернуться к поверхности лицом и принять исходное положение (рис. 19д). Упражнение необходимо уверенно исполнять в обе стороны.


Движение «звезда»

Из исходного положения «лежа на спине» (рис. 20а), при движении вправо, необходимо скрутиться в тазе и пронести согнутую в колене левую ногу под правой ногой, одновременно поворачиваясь на левый бок (рис. 20б). Продолжая движение, принять положение «лежа на животе» (рис. 20в). После этого, продолжая вращаться в выбранном направлении, повернуться на правый бок, протянув правую ногу под коленным сгибом левой (рис. 20г). Это следующее промежуточное положение. Конечная фаза - это разворот на спину (рис. 20д).


Необходимо добиваться выполнения этого упражнения плавным, слитным и единым движением, без пауз, рывков и замираний. Обозначенные на иллюстрациях промежуточные положения вовсе не являются моментами остановки, а каждое последующее движение должно плавно проистекать из предыдущего.

Важным требованием является правильная организация поля зрения во время движения. Глаза обучаемого должны обозревать все пространство вокруг, а оружие, находящееся в руках, желательно направлять в сторону обращенного взора.

Вообще, уместным будет здесь заметить, что надо добиваться от обучающихся выполнения всех упражнений без фиксации взгляда на руке или ноге, выполняющих какое-либо ответственное движение. Все упражнения должны доводиться до такой стадии усвоения, чтоб самые сложные их моменты не требовали зрительного контроля за действиями тела. В бою перенос внимания с окружающей обстановки на собственное тело может оказаться фатальным.

Упражнение «падение способом скольжения»

Из положения «стоя» (рис. 21а) присесть, скрутиться в бедрах в выбранном направлении и, в зависимости от этого, вытянуть правую или левую ногу (в данном случае левую) под острым утлом к поверхности, на которую совершается падение (рис. 21б).

После этого, продолжая приседать, целесообразно контакт ноги с поверхностью начать с подъема стопы, а рук - так, как при падении набок. Нога вращается и контактирует в следующей последовательности: «подъем стопы - внешняя сторона голени - передняя сторона бедра» (рис. 21в).

В момент контакта бедра с поверхностью осуществляется переворот на живот и грудь, а руки, препятствуя жесткому удару о поверхность, продолжают движение тела отталкиванием по направлению набранной инерции (рис. 21г). Конечная фаза данного падения позволяет обучаемому после завершения скольжения совершать различные перевороты и другие движения и действия в выбранном согласно обстановке направлении.


Приведенные упражнения тренируются без оружия и с оружием, с открытыми и завязанными глазами, как на гладкой поверхности, так и с преодолением препятствий, например, на обычной общевойсковой полосе препятствий.

10.4. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

Тренировочное усвоение темы начинается с отработки базовой стойки и ее производных. Преподаватель объясняет и показывает правильное принятие базовой стойки с верхней и нижней рамкой, а также способы контроля этой стойки. Занимающимся предлагается основной контроль правильности стойки - упражнение у стены.

Встав вплотную к стене лицом, обучаемый должен касаться ее следующими точками:

– носками ног;

– коленями;

– грудью, при нижней рамке;

– предплечьями, при верхней рамке;

– лбом. После разбора правильной стойки обучаемым предлагается запомнить «ощущение тела», сопровождающее правильную стойку, и освоить быстрый и естественный переход из расслабленного положения тела в стойку с верхней и нижней рамкой.

После отработки принятия стойки начинают отрабатываться вопросы перемещений в стойке: шаг, отшаг, разворот, шаг с подшагом, подскок, выпад и др.

При отработке перемещений в базовой стойке преподаватель должен сконцентрировать внимание обучаемых на соблюдении рационального, с точки зрения эргономики, расположения частей тела. Руки и ноги должны располагаться в положении, обеспечивающем самые быстрые и точные движения при оптимальном расходе энергии. Положение головы и глаз должно обеспечивать оптимальный угол обзора, а положение легкого «подсаживания» - накопление энергии упругой деформации в мышцах и связках для сохранения подвижности и оперативности в передвижениях (см. часть I).

После отработки падений изучаются перекаты и кувырки. Это более сложные упражнения, и изучаться они должны с подготовительных упражнений. Например, перекат лежа начинает изучаться с переката сидя, а кувырки из положения стоя с кувырков с колена или специальных подготовительных упражнений лежа. Далее из базовых элементов составляются (желательно самими обучающимися - для более индивидуальной проработки «слабых» моментов) различные комбинации. Например, из стойки совершить падение на грудь, перевернуться на спину, сделать кувырок назад через одно плечо, потом через другое, выполнить падение на бок и т. д. Основное требование при исполнении подобных комбинаций: каждое последующее движение должно плавно и логично, не нарушая общей механики последовательных переходов, проистекать из конечной фазы предыдущего. Этим нарабатывается умение управлять своим телом, чувствовать свой ритм, а также развивается вестибулярный аппарат и пространственное восприятие.

После того как сформируется стойкий навык исполнения этих элементов, их можно из основной части тренировки переводить в раздел разми-ночных упражнений, к качестве каковых они будут выполнять двоякую роль - и разогревать мышцы в начале тренировки и поддерживать навык на необходимом уровне.

На завершающей стадии изучения данной темы необходимо тренировать обучаемых в использовании нижней акробатики при подборе оружия, подручных средств и при преодолении препятствий. Препятствия можно составлять из различных спортивных снарядов (конь, козел, скамейки, брусья, маты и др.), если занятия проводятся в спортивном зале, или использовать штатную полосу препятствий.

11. Захваты и освобождения от них

11.1. Общие положения

Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому умение освобождаться от захватов противника является столь же неотъемлемым условием успешного ведения рукопашного боя.

При этом надо рассматривать как минимум два аспекта подхода к борьбе с захватами: в первом случае - это стремление освободиться от захвата (высвободить захваченную конечность или часть тела), во втором - использование возникшей биомеханической системы из двух тел в собственных целях.

Что касается действий собственно против захвата, то есть смысл рассмотреть «локальные» действия, к примеру, при захвате запястий. Принципиальным является разложение удерживающей силы на составляющие. В результате такого разложения на первый план выступают два условия, которые действительно имеют значение, - это направления действия и величина удерживающей силы. Дальнейшее движение будет зависеть от ориентации рук в пространстве и направлено на ограничение подвижности локтевого и плечевого суставов противника. В этом отношении работа против захвата запястий является очень наглядной иллюстрацией.


Кроме того, важным моментом является создание «точки опоры» в месте, где рука противника собственно совершает захват. Для этого необходимо «пригрузить» руки противника, опереться на них за счет толкающего усилия. При этом данный толчок должен совершаться ногами (!), идти от стоп, плотно опирающихся на землю.

С точки зрения механики человеческого тела, захват является внешней связью, ограничивающей число степеней свободы тела. Как уже отмечалось в части I, человеческое тело представляет собой сложную биомеханическую конструкцию с 244 степенями свободы. Однако, выполняя захват, противник ограничивает и свои степени свободы. В результате захвата происходит образование биомеханической системы из двух тел, каждое из которых в пределах образовавшейся системы решает противоположные задачи. Выполняющий захват стремится через него ограничить подвижность противника, разбалансировать его конструкцию, нарушить устойчивость и в конечном итоге привести в беспомощное состояние.

Захваченный, через полученную связь, используя прикладываемые противником усилия, также стремится разбалансировать его систему, нарушить устойчивость, разомкнуть захват и нанести при этом поражение. Очевидно, что выигрывает тот, кто под воздействием противника, сам в то же время действуя на него, сумеет сохранить собственную устойчивость, либо не допуская ее нарушения, либо восстанавливая за счет использования воздействующей конструкции противника.

Следует отметить такое свойство находящихся в зацеплении механизмов, как жесткость зацепления. Это свойство предполагает, что любое перемещение элемента первого из находящихся в зацеплении механизмов обязательно будет передано в той или иной форме на элементы другого механизма. Поэтому при освобождении от захватов основное внимание акцентируется на работе с собственным телом, а не прямом воздействии на тело противника.

Существует громадное количество возможных захватов и вариантов действия с их использованием или их разрывом. Поэтому более целесообразным будет рассмотрение основных принципов освобождения от захватов (т.е. работу собственно против захвата либо его использование в собственных целях) и некоторых вариантов последующих действий. Перечисленные далее варианты не надо считать жесткими «приемами», а необходимо рассматривать именно как возможные варианты решения ситуации.

11.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками

Пример 1 (рис. 22)

Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Решение (рис. 226 - 22в): при освобождении необходимо развернуться корпусом назад и вправо с одновременным опусканием центра тяжести (приседом), прикладывая руками усилие по принципу «пары сил» (правой - вытягивая противника по направлению движения правой ноги вниз, а левой - от себя по кругу вверх) (рис. 226). Освобождающийся работает корпусом и весом своего тела, а не силой рук. Руки лишь вращаются в точках контакта с руками противника, стремясь накрыть предплечье противника (правая) и не дать ему разорвать захват до окончательного решения ситуации, либо поднять его руку (левая) и также перейти на собственный захват освободившейся рукой. Продолжая приседать и доворачивать кор-

пус и руки, освобождающийся выводит противника из равновесия, скручивая его в позвоночнике (рис. 22в). Противник теряет устойчивость и падает (подробнее см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал (рис. 22г): упавшему противнику наносится поражающий удар.


Рассмотрим работу рук отдельно.

При данной ситуации (рис. 23а), в момент приседа, предплечья остаются на первоначальном уровне. Локти опустились и позволили более свободно работать кистям рук и предплечьям. Кисть правой руки или кулак поджимается к себе (рис. 23б) и проворачивается вовнутрь против большого пальца держащей руки противника, а кисть левой руки проворачивается в противоположном направлении для возможного прихвата руки противника (рис. 23в).

Все эти действия руками производятся на фоне отшагивания и разворота корпусом назад и вправо. Таким образом, противник «растягивается» и «пригружается» по выбранному направлению. Прихват осуществляется так, как показано на рис. 23г.





Пример 2 (рис. 24)

Ситуация: противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Решение: при возникшей ситуации освобождающийся, разворачиваясь назад и влево, приседает и сводит свои руки, проворачивая их вовнутрь к себе (рис. 24 а) и прихватывает своей правой рукой запястье правой руки противника. Таким образом, он «выключает» как можно больше степеней свободы в правой руке противника и начинает выводить его из равновесия. Сопротивление противника вызывает у того резкие болевые ощущения в плечевом суставе.

Для того, чтобы противник не подшагнул (а это может позволить ему «законтрить» болевое воздействие) или не согнул атакуемую руку в локтевом суставе (что ослабит болевое воздействие), необходимо продолжить разворачивать корпус вместе с руками по направлению, задаваемому левой ногой, одновременно понижая собственный центр тяжести (рис. 24б). Противник, повинуясь болевому воздействию, теряет равновесие и, скручиваясь в позвоночном столбе, начинает падать, (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж). Финал: после падения противнику наносится добивающий удар (рис. 24в).


Пример 3 (рис. 25)

Ситуация (рис. 25а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.


Решение: освобождающийся подшагивает левой ногой вплотную к правой ноге противника, одновременно вращая собственную левую руку: кистью вниз - к себе, а локтем вверх - к противнику (рис. 25б). В результате этого движения левый локоть освобождающегося накрывает правую руку противника. Таким образом, с противником образовался плотный контакт в районе колена и зажатого предплечья. Используя образовавшиеся рычаги, освобождающийся приседает, нажимая своим левым коленом в подколенный сгиб противника, а левой рукой направляет его локтевой сгиб за себя и вниз (рис. 25в). Правая рука идет вверх, усиливая скручивание позвоночного столба противника. В результате разбалансировки системы противник падает (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал: после падения противника необходимо добить (рис. 25г).

11.3. Освобождение от болевых приемов на руку

Пример 1 (рис. 26)

Ситуация (рис. 26а): противник пытается провести болевой прием путем переразгибания локтевого сустава через свое предплечье. При этом он воздействует на руку своим предплечьем снизу вверх, вытягивая и перегибая руку обороняющегося.

Решение: обороняющийся выпрямляет спину и нашагивает в сторону дальней от него ноги противника. Это движение позволяет снять давление на захваченную руку и ослабить болевое воздействие.

Дальше захваченная рука начинает вращаться внутрь со стороны атаки (рис. 26б) - в данном случае по часовой стрелке. Важно, чтобы смещение происходило всем телом одновременно, а не одними плечами. Благодаря этому создается жесткая конструкция и смещается центр тяжести противника. Держась жестко за атакуемую руку, он сам себя ограничивает в движениях, сам себе мешает и, подчиняясь задаваемому движению, начинает падение (рис. 26в). Свою роль играет и правая нога обороняющегося, перекрывающая направление движения, необходимое для восстановления равновесия.

Обороняющийся приседает, продолжая вращать руку, плавно подкручивая ее у самой поверхности к себе (рис. 26г). Противник падает.

Финал: опрокинутого противника можно добить или связать (рис. 26д).


Пример 2 (рис. 27)

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг локтя за спину (рис. 27а).

Решение: для того чтобы освободиться от захвата, необходимо создать замкнутую биокинематическую цепь, т. е. в данном случае захватить кистью правой руки предплечье или плечо левой, плотно прижать руки к спине и выпрямить ее (рис. 27б). Этим действием ограничиваются степени свободы в руке противника и создается болевой рычаг на его локтевой сустав.

Одновременно необходимо отшагнуть правой ногой (рис. 27в) и развернуться назад и вправо всем телом. Таким образом смещается центр тяжести противника и он, не справившись с потерей равновесия, опрокидывается (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал: после этого противника можно добить (рис. 27г).


Пример 3 (рис. 28)

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг на лучезапяст-ный сустав, для чего он фиксирует локоть обороняющегося упором в свой живот (рис. 28а).

Решение: Для освобождения необходимо, нашагивая на атакующего левой ногой, развернуться лицом к противнику, одновременно нанося удар пальцами левой руки в глаза (рис. 28б). Атакуемая рука выходит из упора в живот вслед за развернувшимся телом (рис. 28в), чем снимается и болевое воздействие на кисть.

Продолжая начатое движение освобождающийся вращается за отшагиваемой правой ногой, приседает, воздействуя на противника по принципу «пары сил» («левая рука - глаза, правая рука - плечо») (рис. 28г). Противник не справляется с потерей устойчивости и падает (см. стр. 93-97).

Финал: упавшего противника остается добить (рис. 28д).


11.4. Освобождение от захватов за шею (горло)

Пример 1 (рис. 29)

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 29а).

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект захвата. Для этого нужно прихватить атакующую руку за локоть своей левой рукой и сдвинуть локтевой сгиб противника себе на кадык. Этим уменьшится давление на сонную артерию, которое обеспечивает основную опасность данного захвата. Одновременно правой рукой прихватить противника за воротник (или за волосы, плечо), а затем, приседая и выпрямляя спину, восстановить собственное равновесие (рис. 29б).

После этого, создав точку опоры в своем правом плече и приподняв его, применить принцип «пары сил» (локоть - воротник или волосы) и начать опрокидывать противника (рис. 29в).

Финал: в момент падения, не разрывая контакта с противником, добить его (рис. 29г).

Пример 2 (рис. 30)

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 30а).

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект захвата. Для этого правой рукой сдвинуть сгиб локтя противника себе на кадык, а левой прихватить его (противника) за угол челюсти (горло, веко, угол рта и т. д.). Одновременно для восстановления своего устойчивого положения нужно присесть, выпрямляя спину (рис. 30б). После этого, применяя «пару сил» (захваченный правой рукой локоть - голова) и ограничивая передвижения противника своим выставленным и развернутым коленом, начать опрокидывать его (рис. 30в).

Финал: после падения противник добивается (рис. 30г).


Пример 3 (рис. 31)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 31а).

Решение: целесообразно нанести удар в болевую зону (в данном случае - в солнечное сплетение) (рис. 31б). После этого прихватить правой рукой правый локоть противника и одновременно, развернувшись правой ногой назад, присесть и прихватить левой рукой волосы противника (рис. 31в). Дальше «растягиваем» противника по направлению применяемой «пары сил» (локоть - голова) вслед за отшагиваемой левой ногой освобождающегося (рис. 31г). Финал: потерявший устойчивость и упавший противник добивается.



Пример 4 (рис. 32)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 32а).

Решение: Защищающемуся необходимо, нанося отвлекающий удар правой ногой в коленный сустав левой ноги противника и прихватывая левой рукой за предплечье, кисть, локоть или плечо правой руки противника, потянуть его на себя и вниз. Одновременно развернуться корпусом влево и правой рукой воздействовать на предплечье, локоть, плечо, подбородок или глаза противника от себя вверх, т. е. применить «пару сил», в данном случае: локоть правой руки - плечо левой руки (рис. 32б).

Продолжая приседать и разворачиваться, освобождающийся окончательно выводит противника (его центр тяжести) из положения равновесия, и тот начинает падать (рис. 32в).

Финал: упавший противник добивается (рис. 32г).


Пример 5 (рис. 33)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 33а).

Решение: защищающийся наносит удар в болевую зону (уши) (рис. 33б), после чего кисть руки противника фиксируется в месте захвата, т. е. создается точка опоры. Одновременно вращением другой руки (левой) вверх и вниз производится защемление сухожилий кисти и предплечья (рис. 33в). Кроме того, вращение руки «выключит» свободу локтевого сустава и не позволит согнуть руку. Эти действия сопровождаются одновременным разворотом (в данном случае: назад и вправо) и приседанием, понижающим центр тяжести (рис. 33г). Противник, подчиняясь болевому воздействию на запястье и вовлеченный в движение разворотом тела освобождающегося, падает (рис. 33д) (см. стр. 93-97).

Финал: опрокинутого противника необходимо добить.

Таким образом, рассмотренные примеры позволяют выделить два основных способа освобождения от захватов:

размыканием захватов с помощью рычагов, обеспечивающих приложение собственного усилия на плече, в несколько раз превосходящем плечо усилия захвата;

– разбалансировкой противника, нарушением его равновесия, приведением его в положение, заставляющее освободить захват для восстановления равновесия либо самостраховки при падении.

Эти способы в зависимости от обстановки и варианта захвата можно использовать в чистом виде или в сочетании друг с другом.

Следует обратить особое внимание, что характерным элементом техники освобождения от захватов в данной системе является использование энергии движений, применяемых для выхода из захватов в целях проведения дальнейших контратакующих действий.

11.5. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

При первичном введении в данную тему преподавателю необходимо рассказать обучаемым о том, что захваты по своему характеру и функции подразделяются на:

– сковывающие движения,

– болевые,

– удушающие.

Отсюда и следуют способы их применения. Далее преподаватель на примерах должен продемонстрировать практическое применение принципов, изложенных в теоретической части данной книги: применение всех трех типов рычагов (рычаги I, II, III родов), использование принципа «пары сил», расположение болевых точек и зон активного поражения на теле противников различного конституционального склада. Необходимо показать способы и направления усилий, позволяющие вытягивать суставы (в первую очередь - крупные суставы рук) из суставных сумок, подробно объяснить, как ограничиваются при использовании различных рычагов степени свободы захваченной конечности. Особенно это важно при использовании различных типов болевых захватов. После этого обучаемые должны тренироваться в правильном применении захватов.

Освобождения от захватов целесообразно начинать с освобождения от учебных (с практической точки зрения) захватов за руки - двумя руками за два запястья, одной рукой за запястье (одноименные и разноименные захваты), двумя руками за одно предплечье. В каждом конкретном случае преподаватель должен акцентировать внимание обучающихся на механике освобождения, правильном применении рычагов, т. е. демонстрировать расположение точки опоры в захвате противника, точки приложения сил, плечо каждой из прикладываемых сил, их вектора, а затем логично продолжать теоретическое раскрытие материала практическим использованием способов выведения противника из равновесия. Например, при захвате за кисти рук, для того чтобы вывести противника из равновесия, надо вовлечь его в движение разворотом своего тела, совмещенным с приседом на необходимый уровень. Направление, угол разворота и уровень приседа выбираются в зависимости от захвата противника, дистанции до него и положения тел. Одновременно с этими движениями необходимо прихватить держащую руку противника (в данном случае кисть) и выключить все степени свободы в звеньях этой руки (кисть - предплечье - плечо), вытягивая суставы из суставных сочленений и скручивая их (запястье - локтевой сустав - плечевая сумка). Важным моментом при этих действиях является сохранение устойчивости и геометрии собственной стойки. Благодаря устойчивому положению и правильному использованию перемещений собственного центра тяжести, боец наиболее оптимально расходует энергию, выполняя основной объем работы не силой рук и мышц плечевого пояса, а правильным использованием массы тела.

Объясняя и показывая механику освобождения от захватов, преподаватель должен акцентировать внимание и на применении принципа «пары сил», который создает дополнительный крутящий момент и в конечном итоге опрокидывает противника.

Подобное соединение практического показа с теоретическим обоснованием движений позволяет с первых же занятий сформировать у обучающихся «видение» правильного направления вывода из равновесия противника.

Обязательное требование при отработке данного вопроса: захваты первоначально надо держать свободно, чтобы дать возможность напарнику

«прочувствовать» правильное направление приложения усилий при управлении телом противника и лучше понять применение законов механики при освобождении.

Отрабатывать освобождение от захватов необходимо не более 5-7 раз на один захват, чтобы исключить возможность появления жесткого динамического стереотипа.

По мере усвоения учебного материала в тренировочную работу начинают вводиться более «реальные» захваты (за руки, за ноги, за одежду, за голову, за волосы, за корпус и т. д.), причем захваты при подобной работе должны использоваться и как сковывающие движения, и как болевые и удушающие.

После того как обучаемые научатся проводить захваты и освобождения от них в статическом положении, необходимо сразу переходить на отработку учебного раздела в динамическом варианте, отводя на каждом занятии время для закрепления навыка методами «потока» и круговым способом.

Постоянно надо обращать внимание обучающихся на ключевые моменты: понижение собственного центра тяжести путем «подсаживания», выключение свободы суставов противника путем скручивания по длинным осям, сохранение свободы собственных движений, гибкость и вариативность работы.

Необходимо все время обращаться к материалу на стр. 93-97 (рис. 4а - 4ж), схемам на стр. 113, 116. Кроме того, при показе каждого технического действия необходимо разъяснять и демонстрировать рычаги, точки опоры, направление прилагаемых сил.

Кроме того, после нескольких первых занятий целесообразно введение (в зависимости скорости усвоение темы группой темы) дополнительных тактических требований, а именно: воздействие по болевым зонам и точкам, психологическое воздействие. Подобное воздействие должно опираться на одно из основных тактических правил: перед тем как начать освобождаться, надо отвлечь внимание противника каким-либо отвлекающим ударом или защемлением, криком или другим действием.

Преподаватель должен постоянно напоминать обучаемым о том, что при захватах и освобождении от них во время тренировок воздействие на

болевые зоны и точки должно быть несильным и кратковременным. Эффективность воздействия нужно оценивать по болевым ощущениям напарника. Методически оправдано, чтобы напарник сам сигнализировал о возникновении болевых ощущений, но не ранее чем они приблизятся к порогу переносимости боли.

Помимо вышеназванного, от обучаемых необходимо постоянно требовать добивания опрокинутого, упавшего противника. Последнее требование сохраняет свое значение как при отработке этой темы, так и при отработке всех последующих. Такое требование приучает к обязательному доведению рукопашной схватки до логического конца (до летального исхода или выведения противника из строя временно). Нельзя забывать: даже смертельно раненный враг - опасен.

Основные приемы рукопашного боя

Самостоятельно можно овладеть и некоторыми приемами рукопашного боя, которые предназначены для самозащиты. Комплекс упражнений состоит из двух частей, каждая рассчитана на восемь счетов. Каждую часть можно выполнять отдельно.

Часть первая

1. Сделать правой ногой шаг назад, принять боевую стойку и выполнить защитный блок левой рукой.

2. Сделать правой ногой шаг вперед и нанести правой рукой прямой удар.

3. Левой ногой выполнить боковой удар и принять фронтальную стойку.

4. Поворачиваясь направо, с шагом левой ногой сделать подставку левой рукой.

➣ Занятия лучше проводить на воздухе или в проветриваемом помещении. Если чувствуешь, что устал физически, тренировку лучше всего отложить. С осторожностью следует подходить к тренировкам и после перенесенной болезни.

5. Выполняя шаг правой ногой вперед, нанести рубящий удар ребром правой ладони по шее или ключице воображаемого противника.

6. Резко наклониться вперед и нанести удар стопой левой ноги назад по нападающему противнику.

7. Сделать выпад правой ногой в сторону и нанести удар ребром правой руки наотмашь.

8. С поворотом налево выполнить нижний наружный удар, отбив противника ногой, нанести удар правой ногой в область паха, принять боевую, а затем строевую стойку.

Приемы рукопашного боя. Часть первая

Часть вторая

Исходное положение: первоначальная стойка.

1. Поворачиваясь направо, с шагом левой ногой выполнить внутренний блок левой рукой.

2. С шагом вперед правой ногой нанести удар правым локтем сбоку в голову противника.

3. Резко развернуться влево и нанести удар тыльной частью кулака в область солнечного сплетения противника.

4. Продолжая поворот влево, нанести удар коленом правой ноги в лицо противника, наклонившегося вперед, с поворотом влево принять фронтальную стойку.

5. С шагом левой ноги нанести удар по корпусу противника левой рукой.

6. С шагом правой ноги нанести удар мышечной частью кулака сверху по голове или корпусу противника.

7. Поворачиваясь на правой ноге влево, нанести боковой удар левой ногой, а затем принять фронтальную стойку.

8. Принять строевую стойку.

Сначала следует научиться выполнять каждое упражнение по отдельности до автоматизма. Затем можно собрать их в последовательный комплекс.

Доброго времени суток, Бойцы! В этом блоге я в основном излагаю комплексную систему подготовки бойца на основе ключевых элементов, не заморачиваясь сильно на какие-то конкретные приёмы рукопашного боя. Но многих ведь интересуют именно они — не так ли?А потому, исправим это упущение и небольшим циклом статей познакомим читателя с некоторыми действиями: небольшими комплексами боевых связок — простых, понятных, легких в изучении, которые с успехом можно применить в небольших стычках на улице.


Разумеется, что после тщательной и вдумчивой проработки этих приёмов

Я знаю, что очень многих людей интересует следующий вопрос: «Существует ли в природе универсальный приём: такой, который один заменил бы собой всю систему подготовки бойца и одинаково хорошо подходил бы ко всем ситуациям боя?». Такие вопросы появляются не на пустом месте, а например, от недостатка свободного времени, когда человек не может полноценно тренироваться, но потребность в собственной безопасности уже появилась, а может быть и просто потому, что кто-то просто потеть на тренировках не хочет и он просто хочет махом решить проблему: вот и ищет “волшебную палочку”, которой нет.

Полуиниверсальные приёмы и действия — те существуют, да! В качестве примеров можно привести например, штопорные движения Контэна, которые можно использовать как в ударах и в защитных действиях, так и в бросках и выведениях из равновесия. Или облачные движения Шоу-дао, позволяющие блокировать и отводить в сторону даже не замеченные исполнителем, удары противника. Можно вспомнить и универсальные защитные движения из школы ШАР, одновременно перекрывающие максимально возможное количество уязвимых мест тела. Или работу по ключам современной системы УНИБОС. Да, взять хотя-бы , разработанный Г. Поповым. Да, это полууниверсальные движения, но это как-бы не совсем то, поскольку человек, задавая вопрос о существовании универсального приёма, подразумевает именно такое действие, которое способно работать без какой-либо специальной подготовки, действие такое, которое не надо будет приспосабливать под ситуации. То есть, полная халява, сэр! Но, увы, такого приёма рукопашного боя в природе просто не существует, и даже полууниверсальные действия требуют изучения допольнительных приёмов-сателлитов, т.е. таких приёмов, которые облегчают выполнение основного.

Вот хотя-бы первый ключ Унибос, которое есть круговое движение внутрь. Несведущему человеку может показаться, что это оно и есть. Как же, ведь на его основе можно освобождаться от захватов, выходить на болевые воздействия, проводить шлепковые защиты, использовать в ударах по дуге, ломать пальцы. Если рука держит нож, то варианты применения этого движения мгновенно расширяются, начиная с многоцелевых движений ножом. Но это только на первый взгляд, потому что параллельно с этим движением человека начинают обучать вспомогательным техническим элементам типа воздействия на голову, локоть, зоны лица, мгновенные удушения, контроль, преследование падающего тела и т.п.

Так что, вынужден огорчить - приёма вида «один за всех», нет и не будет, и придётся довольствоваться тем, что есть: полууниверсальными движениями и комплексами, состоящими из этих движений, каждое из которых, тем не менее, можно адаптировать к нескольким десяткам различных случаев, что уже экономит массу времени! И в самом деле, достаточно освоить такое движения, а дальше заниматься уже их адаптацией под возникающие ситуации боя, наделяя эти движения различными смыслами.

Нижеследующие комплексы приёмов, которые я буду здесь приводить, как раз и являются такими многофункциональными движениями, т.е, каждый из них можно применять как ударные воздействия, и в качестве болевых, и как выход на переломы и т.д. Можно применять, а можно и не применять, а использовать в какой-то одной ситуации, но тем самым снизится их эффективность и они превратятся в обычные приёмы рукопашного боя, заточенные под какую-то одну ситуацию. В общем, как угодно человеку. Кстати, в этом одна из причин появления новых стилей боевых искусств: лень человеку максимально развивать какое-то действие, приспосабливая под возникающие ситуации боя и он просто-напросто затачивает каждое под определённую ситуацию. И начинает всё это дело годами отрабатывать, но так, что комар носа не подточил, доводя до абсолютного совершенства

Итак, первая подборка таких приёмов в виде восьми микрокомплексов в количестве восьми движений в каждом. Каждый такой микрокомплекс можно изучать как на месте, так и в движении, а также комбинировать между собой в различной последовательности. Всего будет опубликовано восемь таких «сборок», входящие в которые действия подобраны столь тщательно, что охватывают практически все возможные ситуации боя. Всего же мы получаем шестьдесят четыре тактических приёма рукопашного боя , которые не являются моими изобретениями, а есть движения багуа-чжан, точнее, адаптированный вариант комплекса «багуа-чжан Плавающего Тела, форма дракона». Адаптированный в том смысле, что меня не интересовал дух комплекса (в самом деле, как можно научится двигаться словно дракон, когда его вживую никто никогда не видел), а основной упор был сделан на боевой составляющей. Делалось это с мыслью, что сначала необходимо научится защищать себя, а уж потом переходить к скажем так, «высшим сферам».

И ещё один момент. Перед тем, как иллюстрировать движения, я просмотрел как учебный фильм, так и книгу и заметил существенные различия в исполнении этого комплекса. Так что не надо задаваться вопросом, где исполнение правильное: если уж мастера сами не знают… то где уж нам, простым смертным.

Я не смогу привести здесь абсолютно все расшифровки возможных вариантов применения этих микрокомплексов - их не меньше четырехсот, а только основные, но руководствоваться можно следующей . Иллюстрировать их все - это значить, что страничка эта будет грузится очень долго: минут десять, пятнадцать, наверное. Кто столько времени будет ждать? Никто. Кроме этого, основная идея этих статей заключается в том, чтобы показать человеку сами боевые связки и донести до него мысль, что их можно применять во множестве случаев, чтобы он научился применять знакомые движения в незнакомых ситуациях боя. Если же человеку уже в готовом виде привести варианты применения этих движений, то он будет их просто тупо заучивать, отключив всякую работу мысли, потому что это, гораздо проще и привычнее, как-бы грубо это не звучало.

Так что, проработать их придётся уже читателю самостоятельно, превратить всё это дело в творческий процесс, так сказать… Ну, или если есть терпение, то пусть подождёт моего видеокурса, в котором будут показаны основные ключевые моменты.

Сначала разберём эти движения по раздельности, потом покажу, как они выполняются по-классике в форме «Багуа-чжан плавающего тела, форма дракона»: это для тех людей, которые захотять изучить комплекс полностью, но уже ясно понимая, что и для чего он делает. Да и, мало ли что - вдруг кто-нибудь захочет случайно обронить: «Да так, багуа-чжан практикую…» ;), а ему в ответ: «Ну продемонстрируй комплекс».

Итак, руки в ноги, понеслось! Базовая позиция:

Движение номер один. В багуа-чжан этот приём носить название «Ладонь удара вверх», я же называю его просто «протыкание». Выполняется он следующим образом: человек находится во фронтальной естественной стойке, руки свободно опущены. Одна рука, по-кругу через сторону, поднимается вверх и продолжая движение по кругу, опускается на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Вторая рука, пока ещё первая не закончила движение, выдвигается вперёд, нанося тычковый удар вперёд-вверх. Ладонь первой руки находится примерно под локтем второй.

Движения, по-классике, заканчиваются одновременно, но кроме такого варианта, необходимо ещё прорабатывать и неодновременное, чуть-чуть несовпадающее по времени окончания. Этот микрокомплекс исполняется с представлением прохождения сквозь что-то: так формируется нужный мысленный образ, помогающий правильнее нарабатывать технику.

Даже на первый взгляд на эту связку, приходит просто масса различных и интересных вариантов её применения. Будьте смелее в экспериментах и плевать на умников, радеющих за сохранение традиций в виде “одно действие – один вариант его применения”.

Номер второй. Интересная черта китайских мастеров - нагнать тумана на знакомое действие так, что утонув в различных нюансах, ученики просто перестают понимать то, что делают и заучивают приём чисто механически.
Вот например, рывок на себя — простейшее действие, с которым у нас знаком чуть-ли не каждый пацан — чего тут объяснить? Но в тексте начинается сделать шаг туда-то, поставить стопу так-то и т.п. Объясним проще: из такой же позиции, что и в первом приёме, делается шаг вперёд и обе руки вытягиваются вперёд. Потом человек подаёт туловище назад и осаживающим движением тянет назад руки.

Основная тонкость, придающая силу движению, заключается как раз в этом шаге назад. Многие наверно наблюдали в фильмах сцену, в которой главный герой схватив своих противников за головы, сшибает их друг об друга. Так вот, это эффективное в кино действие практически невозможно исполнить в реальности без вот этого небольшого осаживающего движения туловищем назад. Ну, или шага назад, если так получилось.

Помню, где-то читал, что один гражданин полностью построил свою систему боя на этом рывке. Он любыми правдами и неправдами приближался на дистанцию захвата, дальше захватывал супостата и рывком направлял того на себя, нанося сокрушительный удар головой. Приём действовал безотказно. Он далеко пошёл со своим универсальным приёмом, пока этого Кента не засадили по статье «Разбой и грабежи».

Номер три. Ещё один приём рукопашного боя . По классике, трактуется как бросок подножкой. Человек шагом вперёд, наносит в горизонтальной плоскости прямо перед собой внутрь, секущее движение рукой. Когда оно почти заканчивается, подходя к груди, другой рукой выполняется тычок прямо вперёд из-под ладони приблизившейся к груди, руки, которая смотрит ладонью вниз. Далее следует смещающееся движение назад, на заднюю ногу с одновременным тянущим движением обеих рук.

Возможен бросок, возможен болевой на руку, можно провести и толчок, и выведение из равновесия скручиванием и многое другое.

Кстати, даже в таком древнем искусстве боя Багуа-чжан уже чувствуется влияние спорта в ущерб боевой эффективности. И это несмотря на то, что китайцы крайне ревностно относятся к традициям. Говоря о спорте и бое, я хочу сказать следующее: Основное предназначение боя – убивать и калечить и абсолютно все движения из арсенала бойца должны способствовать этому, даже шаги. А потому, нет абсолютно никакой надобности аккуратно обходить ноги противника. Ведь если, при исполнении этого приёма в варианте “подножка”, не заступить, а наступить на стопу противника, жёстко её зафиксировав, и совершить бросок, то если не перелом, то рваные связки тому обеспечены.

Четвёртая связка. Наверно, самая простая. Человек чуток приседает, ступни разворачиваются внутрь, колени почти соприкасаются. Руки скрещены перед грудью так, что левая находится сверху, при этом пальцы левой руки направлены вверх, а правой вниз.

Из этого положения поворачиваемся вправо примерно на сорок пять, семьдесят градусов и совершаем вправо шаг правой ногой, одновременно вытягивая правую руки и опуская левую.

Соответственно, всё это дело совершаем и на другую сторону.

Собственно, применение этой связки — идеальная боевая стойка: как при атаках спереди, так и сбоку — всего то и надо, что развернуть туловище в нужную сторону. Очень легко выйти на него из облачных движений, да собственно говоря, оно и является частью “облаков”.

Пятое движение. Сделав один шаг вперёд правой ногой, оттягиваем правую кисть назад (проще говоря, выполняется защита перехватом с одновременным отводом наружу со стороны большого пальца). Левая рука наносит удар локтем в горизонтальной плоскости прямо перед собой.

Ну, может быть,и не удар, а давление, что можно использовать в болевом на локтевой сустав противника, отведения его поднятой руки или выход на боевую позицию для прямого удара локтем. Если обратить внимание на ладонь, а не на локоть, то при сохранении того же рисунка движений, можно с успехом наносить удары. В общем, вариантов применения просто масса!

Кстати, на рисунке в начале статьи, как раз вариант применения этой связки.

Шестое движение. Левой рукой перехватывается атакующая конечность и утягивается к пояснице вниз с одновременным небольшим разворотом туловища влево: таким поворотом мы добиваемся надёжной фиксации конечности противника, особенно, если ещё левую руку прижмём к своему туловищу Локоть правой руки поднимается в вертикальной плоскости, а затем, с шагом вперёд-влево левой ногой, опускается вниз до тех пор, пока правая кисть не окажется напротив солнечного сплетения ладонью вниз. В момент принятия такого положения, левая заканчивает протыкающее движение прямо вперёд ладонью вверх.

Ну здесь само собой напрашивается удар локтем снизу после отвода удара противника. Можно нанести и удар кулаком снизу на манер боксёрского: что локоть, что кулак – всё едино, движение же идёт снизу-вверх, так в чём проблема?

Можно и нанести удар локтем не в челюсть противника, а под локоть руки, которую перехватила левая рука. Разумеется, что в этом случае, не следует перехваченную конечность подтягивать к своему поясу, а необходимо расположить повыше.

Придумайте ещё несколько десятков вариантов применение связки. Впрочем, как и всех других.

Седьмое движение представляет собой позицию с раскрытыми руками. В классической трактовке исполняется с одновременным перемещением по кругу, но тут возможна масса и чисто практических вариантов применения, начиная от подставки под удар сбоку ногой локтя правой руки (если по рисунку) и заканчивая различными разводками конечностей в стороны, чтобы прорваться к его центральной линии для нанесения сокрушительного и окончательного удара.

Ещё раз повторю, что каждую приведённую связку можно научится использовать как приёмы с различным смыслом: в ударах, выведениях из равновесия, болевых, контролирующих…, главное, не кидаться сразу в тренировки и стоять потом кубатурить, не зная, что делать, а для начала, просто сесть и мысленно поработать над связками, расширяя возможный диапазон их применения.

Восьмое, интересное движение. Обе руки движутся почти одновременно в плоскости, находящейся перед человеком, но движутся они в противоположных направлениях: одна по часовой стрелке, другая против.

Одна из трактовок: вы отводите удар в лицо, но противник тут же наносит удар ногой в живот. Вот тут как раз и приходит на помощь вторая рука, отводя её в сторону. Кстати, возможно спиралевидное закручивание ноги противника продолжающимся круговым движением.

Для повышения “уровня рвения” к изучению этих приёмов, хочу сказать следующее: эти действия очень быстро усваиваются подсознанием, на удивление быстро. Не надо настукивать их по нескольку лет подряд – навык приходит уже через пол года постоянных тренировок примерно по часу через день, главное, отрабатывать их по этой методике, а не абы как, просто выпучив глаза. Необходимо работать вдумчиво, с анализом движений и осознанием своих действий – только в этом случае будет действительно успех!

Из основных тонкостей работы, следует помнить о правильном сложении пальцев (эта форма была описана и показана на рисунке ), иначе велика вероятность просто-напросто отломать самому себе мизинцы просто потому, что зацепились ими за что-нибудь в суматохе боя или же противник так удачно по ним приложился, что выбил напрочь.

Будьте смелее в своих экспериментах с этими движениями, пробуйте их применять в самых различных сложившихся ситуациях и при любых атаках вашего оппонента, обращая внимание на всё. Помните, что тут важнее сама последовательность движений, а “насадки” в виде различных ударных форм кисти могут быть самыми различными. Ну и что, что об этом китайские мастера ничего не говорят? Вам то что за дело? Я уж не говорю, что почти все эти действия решительно невозможно применить так, как их рекомендуется применять в самом багуа-чжан “плавающего тела, форма дракона” (про другие формы не скажу, не анализировал)! Они будут действовать только если человек работает через контакт с конечностями противника, по другому, через контакт-контроль (липкие руки, если кто не знает).

Вот например, расшифровка “по-классике” третьей связки: противник наносит удар, вы его отбиваете и наносите прямой тычковый удар по ребрам пальцами другой руки. Потом, необходимо подскочит к противнику, завести свою ногу (а тот стоит как дурак с вытянутой после удара рукой – ждёт, когда же его бросят) за его ногу и тянущим движением обеих рук назад, совершить его бросок на пол.

Ерунда какая-то. Отличные боевые движения использовать с максимально низкой эффективностью! Как будто специально.

Пока я заканчиваю, но в следующих статьях тема универсализации приёмов рукопашного боя будет продолжена.