Упражнения для координации рук. Комплекс упражнений для развития координации движений

5-08-2011, 18:46

Описание

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики. Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры (по телефону), присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Общение психолога должно быть легким, голос - негромким, необходимо продемонстрировать неподдельный интерес к ребенку и результатам его деятельности. В то же время - поощрение активности ученика не должно переходить в оценивание успешности выполнения задания - психолог не должен занимать позицию педагога. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Психолог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.

В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время психолог на этом этапе не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.

1. Проба на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого)

Реципрокная координация рук - функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.

Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу, показанному экспериментатором. Взрослый кладет кисти рук на стол и, сжав в кулак одну из рук, плавно меняет положение кистей, выполняя одновременное сжимание одной кисти в кулак и разжимание другой. Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно и сделай, как я. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю».

Если ребенок не может повторить движения после показа, повторный показ сопровождается словесной инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай вместе со мной».

Необходимость развернутой инструкции уже свидетельствует о недостаточности межполушарной координации, однако вторая проба поможет психологу понять, насколько значителен и стоек данный дефект, насколько быстро возможно формирование двигательного навыка.

Плавность и одновременность-изолированность смены рук, уровень координации движений;

Степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);

Степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;

Наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

2. Тесты на динамически праксис.

Цель этих тестов - исследование динамической организации движений на уровне коры больших полушарий, способности выполнять действия по определенной программе. Выполнение заданной программы предполагает понимание поставленной задачи, удержание программы в памяти, способность к контролю и оценке собственных действий.

Ошибки в этих тестах говорят об инертности в двигательной сфере и нарушениях заднелобных отделов коры левого полушария.

а) проба «кулак-ребро-ладонь»

Проба выполняется одной рукой - по спонтанному выбору ребенка. Взрослый предлагает посмотреть, какое действие он покажет, и повторить его: «Посмотри, как делаю я, и повтори движения. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю». Положив руку на стол, экспериментатор 2-3 раза молча демонстрирует последовательность движений, сжимая руку в кулак, ставя ее на ребро ладони, кладя ладонь на стол. Учащийся должен понять последовательность движений и воспроизвести их. Движение выполняется ребенком до тех пор, пока не будет дана команда: «Достаточно».

При необходимости (наличии сомнений в полной сохранности функций, вопроса о способности к переносу заданной программы, сомнении относительно ведущей руки и т.д.) можно попросить ребенка выполнить данный алгоритм движений другой рукой.

Еще один вариант пробы - изменение программы движений, например, «ребро-кулак-ладонь». Подобный вариант задания демонстрирует сохранность исследуемых функций, способность к быстрой переключаемости, смене действий и деятельности. Однако ригидность, застревание (воспроизведение первого варианта программы), смешение двух алгоритмов движений могут не только свидетельствовать о наличии очагов органического поражения, но и являться индивидуальной особенностью нервной системы. Для выяснения этого вопроса требуются дополнительные тестовые задания. Поэтому окончательные выводы о степени и характере нарушений никогда не делаются на основании одного тестового задания.


Наличие персевераций;

Трудности переключения с одного элемента на другой;

Плавность выполнения движений;

Замедленность выполнения действий/максимально доступный темп;

Трудности запоминания программы (нарушение заданной последовательности движений внутри серии).

б) графическая проба «забор»

Психолог на листе бумаги А4, положенном по отношению к пишущему горизонтально (чтобы строка была максимально длинной), задает образец «забора» (рис. 1) и предлагает ребенку продолжить действие по образцу: «Продолжай рисовать "забор" по моему образцу до конца листа, не отрывая руки от бумаги. Начинай там, где остановился я».

Взрослый рисует не более двух-трех серий рисунка.

При неясности для экспериментатора некоторых диагностируемых критериев (в частности, способности сохранять программу действий без зрительной опоры на образец - при отсутствии такой способности ребенок постоянно соотносит, смотрит на образец во время выполнения действия) можно предложить учащемуся выполнить задание с закрытыми глазами, первоначально установив руку ребенка на начало строки. Это более трудный вариант выполнения пробы, он ярче продемонстрирует все имеющиеся у ребенка трудности в выполнении задания.

Критерии оценки успешности выполнения пробы:

Трудности переключения с одного элемента на другой (может инертно повторяться один из элементов);

Персеверации; - разрывы линии/отрыв руки от бумаги - плавность рисования линий;

Трудности запоминания программы: наличие зрительной опоры/сравнения с образцом при выполнении задания.

На рис. 2 приводятся примеры выполнения этого задания учащимися 1-4 классов КРО.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления (ответственны лобные отделы мозга).

Экспериментальный материал - стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга (см. рис).

Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его: обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, психологу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое-либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой.

Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженное кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Точность и дифференцированность показа/обведения фигуры (наличие- отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

Соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного): «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

Плавность движений при обведении фигур;

Время выполнения/узнавания фигур;

Наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

Отказы от выполнения задания.

4. Рисуночная проба «Рисунок дома»

Тест направлен на выявление сформированности пространственного восприятия и пространственных представлений/образов, а также оптико-пространственных действий.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги А4, простой карандаш 2М и ластик. Лист он может расположить так, как ему удобно. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, такой дом, какой тебе сейчас хочется».

Иногда дети просят цветные карандаши, что само по 20 ?> себе показатель психического здоровья. Цвет может быть использован, если рассматривать рисунок как личностную проекцию. Однако в нашем случае следует отказаться от использования цветных карандашей и тем более фломастеров, поскольку одним из диагностических признаков является характер линий рисунка.

Во время выполнения рисунка нужно отследить, какие детали дома стираются, понять, что изобразил ребенок. При необходимости следует задать уточняющие вопросы: «А это что у тебя? Что ты нарисовал здесь?»

Важный психологический момент - интерес к рисунку со стороны взрослого и одобрение результатов творчества. Если ребенок с трудом согласился выполнить задание, нужно обязательно похвалить и одобрить результаты его стараний.

Это единственная методика из всей батареи заданий, где не присутствует явный оценочный компонент, испытуемому не задан образец для подражания и сопоставления с результатами собственного выполнения. Интерес со стороны взрослого позволит поднять самооценку учащегося, отчасти компенсировать его неудачи в предыдущих пробах и стимулировать заинтересованное выполнение последующих заданий. Для экспериментатора это - дополнительная проба на возможность и быстроту формирования положительной учебной мотивации.

Еще один важный момент - возрастные различия в изображении дома. Данная проба, как никакая другая из предлагаемых в данной батарее методик, чувствительна к возрасту учащегося.

Нарушения рисунка у детей 6-8-летнего возраста обычно негрубые и их можно отнести к вариабельности возрастной нормы. Говорить о нарушениях в данном случае можно, только подтверждая выявленные признаки результатами других проб. Однако с возрастом недостаточность оптико-пространственного восприятия проявляется в рисунке все больше. У детей 10 лет и старше рисунок остается таким же примитивным, упрощенным, как у 7-летних, для него характерны пространственные ошибки при рисовании объемных фигур. В целом, если двухмерное изображение дома в 7-8 лет можно считать нормой, то в 10-11 лет такое изображение можно оценивать как «уход» ребенка от решения непосильной для него задачи.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Полнота/сохранность образа дома - нарушение целостности образа; наличие-отсутствие основных деталей дома;

Нарушение пропорций изображаемых частей дома, нарушение симметрии;

Вынос деталей за пределы контура, расположение деталей в случайных местах;

Наличие-отсутствие трехмерности в изображении;

Нарушения в изображении трехмерности пространства;

Богатство, полнота образа-скудность рисунка;

Наличие исправлений (стираний);

Характер линий (оценка нарушений в развитии мелкой моторики): неровная, «дрожащая» линия; очень слабая, почти невидимая линия; линия с сильным нажимом, рвущая бумагу; многократные «наведения» по одному и тому же месту.

Ниже (рис. 3) приводятся примеры рисунков детей с дефицитарностью зрительно-пространственного восприятия.

5. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти (на материале геометрических фигур и их сочетаний)

Определение продуктивности кратковременной памяти на графическом материале позволяет исследовать не только объем памяти, но и способность к сохранению зрительных образов и точному их воспроизведению.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти достаточно сложных для запоминания фигур. Бланк методики приводится в Приложении (рис. 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить».

После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или Рисунок дома можно рассматривать также со стороны личностных проекций его автора - это может дать психологу дополнительный материал относительно условий развития и личностных проблем учащегося (см. Романова, Потемкина, 1991).

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует крут внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет), фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. К ошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т.п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Рис. 4. Примеры выполнения задания на воспроизведение геометрических фигур по памяти

6. Разрезные фигуры (картинки)

Методика позволяет исследовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика, продуктивность которого определяется сохранностью затылочных и лобных зон коры головного мозга В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных (см. Приложение, рис. 3 - для первого-второго классов). Для третьих-четвертых классов можно использовать асимметрично разрезанные почтовые открытки.

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок. - по деталям опознать предмет и. опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно-действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления. Этот второй способ (и уровень мышления в целом) является нормой для 6-8 лет, однако если ребенок в 10 лет решает задачу с помощью ручного поиска - это уже свидетельство отставания в умственном развитии, за которым стоит дисфункция названных выше отделов мозга.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия (нарушениях деятельности затылочных отделов мозга), за исключением случаев грубой педагогической запущенности - если допустить, что ребенку данный предмет не известен.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция-помощь: "Сложи из этих: частей слона". Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как-нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится». Невыполнение задания с помощью словесной подсказки свидетельствует о включенности в зону поражения также и височных отделов мозга.

Дополнительным индикатором особенностей мышления ребенка может послужить спонтанная речь во время решения задачи. Развернутая внешняя речь уже свидетельствует об испытываемых трудностях и является демонстрацией умственного поиска правильного решения.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Если учащийся не выполняет задание, отказывается от него и демонстрирует пассивность и отсутствие заинтересованности - со стороны взрослого необходимы дополнительные усилия по выяснению причин подобной инертности (наличие интеллектуальной патологии или проблем личностного характера). Это, однако, не входит в круг обозначенной нами проблемы нарушения зрительно-пространственного восприятия.

Ниже, в таблице 1, приводится краткое описание методик и критериев успешности выполнения экспериментальных заданий.

Под знаком * в каждом пункте таблицы указаны зоны головного мозга, ответственные за осуществление данных функций.




В период апробации программы наиболее показательными в плане положительных изменений оказались методики 3, 5, 6. На наш взгляд, это вполне закономерно, так как более сложные психические функции (а пространственное мышление, память, восприятие являются более сложными процессами, чем выполнение двигательных актов) отличаются большей нейрофизиологической вариабельностью. Кора головного мозга имеет большой запас нервных клеток, способных заменить поврежденные нейроны.

При выполнении проб 3, 5, 6 увеличивались темп и точность выполнения, самостоятельная активность учащихся, появлялась самостоятельная стратегия поиска решения задачи (вместо отказа от выполнения), уменьшалось количество пространственных и семантических ошибок при идентификации (опознании) изображения, возрастала продуктивность зрительного запоминания на фоне снижения оптико-пространственных нарушений в данной пробе.

Уточним, что повторное обследование проводилось через 4-5 месяцев, так что нельзя говорить об интерференции предыдущего экспериментального опыта.

Что касается рисунка дома - здесь наблюдались позитивные изменения не только в изображении пространства, но и в плане личностного благополучия ребенка. Однако в данном случае сложнее отделить влияние развивающих упражнений программы от, например, развития этих навыков на уроках рисования. Последнее замечание касается и развития динамического праксиса.

В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она - лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.

Статья из книги: .

Упражнения на координацию движений и баланс — ключ к умению танцевать и красиво двигаться.

Хотите научиться танцевать, развить красоту и грацию движений, уверенно чувствовать себя зимой на катке? Может быть, вы играете в баскетбол или мечтаете научиться жонглировать? Так или иначе, ключевым навыком, необходимым для получения хорошего результата, является развитие координации. Далеко не всем повезло с хорошей координацией движений. Неловкость и неуклюжесть портят удовольствие от танцев и спортивных игр, да и в повседневной жизни эти качества доставляют массу неудобств. В этой статье мы приводим упражнения на координацию, которые помогут почувствовать собственное тело и научат его работать слаженно при выполнении сложных движений.

Простой тест на координацию

Встаньте на одну ногу. Другую ногу согните в колене и поднимите так высоко к груди, как сможете. Через минуту поменяйте ноги. После этого оцените себя, ответив на вопросы:

  • было ли вам легко сохранять равновесие;
  • на какой ноге было проще стоять.

Теперь повторите тест, но при этом закройте глаза. Если вы смогли удержаться на каждой ноге в течение 30 секунд, то никаких проблем с равновесием нет. В противном случае рекомендуется регулярно делать упражнения на координацию движений и повторять тест каждый месяц для отслеживания результатов. Мониторинг прогресса прекрасно поддерживает мотивацию и помогает не забросить начатое.

Что дают упражнения на координацию?

Развить координацию движений помогают в том числе и занятия йогой.

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Программа упражнений на координацию

Далее будут приведены несложные упражнения на ловкость и координацию. Их можно выполнять отдельно или включать в программу общей тренировки тела. Их цель — научить тело двигаться вне зависимости от зрительных ощущений и реакций мозга.

Начинаем с двух ног

Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд.

Поднимаемся на носки

Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение.

Наклоны в сторону, стоя на носках

Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Держим баланс на одной ноге

Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками.

Поза ласточки

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу.

Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

Ловим мяч, стоя на одной ноге

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

Походка кошки

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса.

Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

Тренируем движения рук — учимся жонглировать

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

Ловим мелкие предметы, камешки, монеты

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вращаем предплечьями

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
  2. Добавьте активного движения в свою жизнь. Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться. Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
  3. Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, или кикбоксинга.
  4. Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Увлекающимся спортом и активным отдыхом необходимы упражнения для развития быстроты и ловкости, координации движений. Данные умения позволяют победить в спортивных состязаниях, получить удовольствие от подвижных игр, избежать травм. Некоторые убеждены, что стать ловким невозможно, это врожденное качество и потому не поддается совершенствованию. На самом деле разработаны специальные упражнения, позволяющие развить данные способности тела.

Что такое ловкость

Происхождение слова «ловкость» восходит к слову «лов» – «ловить». Раньше от данного умения зависела способность рыболова или охотника добыть достаточное количество пищи.

Как правило, под ловкостью подразумевается комбинация разных качеств: гибкости, быстроты реакции, подвижности, скоординированости и точности движений.

Если данные качества достаточно развиты, организм приобретает особенный тонус, не позволяя различным неожиданностям застать себя врасплох.

Турист, перепрыгивая через кустарник возле незамеченного вовремя глубокого ручья, уже в полете сумеет среагировать эффективно и правильно.

Как оценить текущее развитие координации

Перед началом занятий стоит оценить текущий уровень развития зрительно-моторной координации с помощью несложного теста на чувство равновесия.

  • Встать на одну ногу, согнуть другую и подняв ее повыше, но чтобы было комфортно. Простояв минуту, повторить тест на другой ноге.

Насколько легко получилось удерживать равновесие? На какой ноге легче стоять? Как правило, в течение жизни удается лучше развить ту или иную ногу.

Выполнить данный тест с закрытыми глазам. Задача – удерживать равновесие на каждой ноге 30 секунд. Если тест пройти не удалось, необходимы упражнения на развитие координации движений.

Как правильно развивать координацию движений


Цель тренировок – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:

  • Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
  • Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
  • В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
  • «Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
  • Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
  • Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.

Как развить ловкость и координацию в домашних условиях

Простой способ увеличить скорость реакции – выполнять традиционные движения из непривычного положения, в непривычных условиях. Цель данных занятий – сохранять чувство равновесия, научиться как можно быстрее запоминать новые движения, воспроизводить их с максимальной скоростью и точностью.

Начинать заниматься стоит с простых комбинаций. Чем сложнее и быстрее выполняемые движения, тем выше интенсивность тренировки.

В результате спортивных занятий нагрузку получает не только мускулатура, но и нервная система.

Развитию ловкости помогают спортивные игры: баскетбол, хоккей, футбол. Полезен бег по пересеченной местности с препятствиями, которые приходится огибать, перепрыгивать.

Развить координацию движений, ловкость помогают ходьба по гимнастическому бревну, рельсу, поребрику. Для усложнения упражнения перемещать вокруг туловища мяч, передавая его из одной руки в другую.

Упражнение 1. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки. Через 10-15 движений поменять направление вращения рук.

Упражнение 2. Поместить ладонь правой руки на расстоянии 5-10см над головой. Поднимать и опускать ладонь, дотрагиваясь темени. Одновременно ладонь левой рукой описывает круги параллельно плоскости живота.

Упражнение 3. Стоя вытянуть вперед правую руку. Вращать выпрямленной рукой по часовой стрелке, а ее кистью против часовой стрелки. Движения выполняются 10-15 раз, плавно и без рывков. Повторить для другой руки.

Упражнение 4. Обе выпрямленные руки вытянуты перед собой. Одна рука выполняет произвольные движения, другая рисует ту или иную геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, и т.п. Через 10-15 движений руки меняются ролями.

Какие спортивные упражнения развивают ловкость и быстроту

Простейший способ развить силу рук, спинные мышцы, координацию движений – ходьба на руках, толкая руками перед собой мяч.

Развивают реакцию, глазомер и точность движений попеременное перебрасывание между партнерами мяча, отскочившего от стены. Один участник кидает мяч, который отскакивает от стены, партнер ловит мяч и аналогичным способом возвращает назад.

Следующее упражнение на развитие быстроты, ловкости и координации: прыгать на месте и одновременно «вести» мяч. Для усложнения движений в прыжке поворачивать туловище на 90 градусов вправо или влево, вести одновременно два мяча.

Координацию движений, силу ног развивают перепрыгивания через гимнастическую скамейку на двух ногах, на одной ноге, с одновременным ведением мяча. Перепрыгивать можно боком, спиной вперед.

Еще одно упражнение — подбросить мяч, кувыркнуться, поймать мяч. Для усложнения постараться успеть встать, подпрыгнуть и поймать мяч в прыжке.

Изменено: 16.08.2018

Помощь ребенку, имеющего синдром аутизма

Подход

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс)

Программа поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) разработана специально для детей с данными нарушениями, и представляет собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития.

Цели программы: формирование и развитие у детей с нарушениями развития (в т.ч. и для детей, страдающих аутизмом) навыков и умений по следующим сферам:
Имитация
Восприятие
Крупная моторика
Мелкая моторика
Координация руки и глаза
Познавательная деятельность
Речь
Самообслуживание
Социальные отношения.

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет ; второй уровень -от 2-х до 4-х лет , третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл)).
В сборнике упражнений задания расположены в соответствии с усложнением, повышением требований к возможностям ребенка, что позволяет проводить поэтапное обучение по принципу «от простого к сложному».
Упражнения подобраны таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели: 1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот); 2) низкая стоимость применяемого материала.
В качестве методических рекомендаций следует:
1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если полностью выполнить задание ему не удалось.
2. В качестве подсказки может быть использована демонстрация (показ жестами).
3. Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума (отслеживание мешающих факторов).
4. Помните о том, что детям с синдромом детского аутизма свойственная эмоциональная лабильность, неустойчивость. Неадекватное поведение может означать переутомление или замешательство, в связи с чем, следует быть гибкими, уметь облегчить задание.

Функциональные сферы:

1. Имитация
Внимание сосредоточено на упражнениях, с помощью которых должны создаваться те способности к имитации, которые приобретаются в норме в первые годы жизни и особенно необходимы для овладения речью. У детей, которые еще не овладели речью, как правило, плохие имитационные способности.

I уровень
1-1-1-1 Подражание ритмическому постукиванию ложкой
1-1-1-2 Подражание ряду односложных звуков
1-1-1-3 Целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры
1-1-1-4 Подражание движениям, с помощью которых вызываются звуки
1-1-1-5 Подражая, касаться частей тела
1-1-1-6 Подражая, хлопать в ладоши
1-1-1-7 Подражать простым движениям рук без поддержки
1-1-1-8 Подражая, управлять предметами, которые вызывают шум
1-1-1-9 Имитация движений губ
1-1-1-10 Рисовать, подражая
1-1-1-11 Подражать движениям по уходу за телом
1-1-1-12 Подражать действиям с предметами, которые известны ребенку
1-1-1-13 Подражать голосом шуму предметов
1-1-1-14 Начертить три горизонтальные линии

II уровень
1-1-2-1 Подражать обычным движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия
1-1-2-2 Подражать действиям с использованием пластилина
1-1-2-3 Последовательно подражать действиям, при которых одновременно касаться двух различных частей тела
1-1-2-4 Подражать движениям нижней челюсти и языка
1-1-2-5 Имитировать различные действия с предметами домашнего обихода
1-1-2-6 Подражать игре в куклы
1-1-2-7 Подражать голосам животных
1-1-2-8 Игра с пением и движениями рук
1-1-2-9 Делать простые фигурки из пластилина

III уровень
1-1-3-1 Подражать походке животных
1-1-3-2 Подражать различным положениям тела
1-1-3-3 Последовательно подражать двум простым действиям
1-1-3-4 Имитировать силу звука и изменения темпа

Восприятие

Здесь включены упражнения, в которых, в первую очередь, обращается внимание на аудиовизуальное восприятие, и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми разных уровней развития.

I уровень
1-2-1-1 Найти игрушку, спрятанную под платком
1-2-1-2 Следить взглядом за движениями
1-2-1-3 Поднять упавший предмет.
1-2-1-4 Найти кусочек пищи под бокалом
1-2-1-5 Реагировать на шум сигнала
1-2-1-6 Различать акустические сигналы
1-2-1-7 Приносить определённые предметы
1-2-1-8 Прятать предметы
1-2-1-9 Класть кубик на отмеченное место

II уровень
1-2-2-1 Соотносить фигуры
1-2-2-2 Различать источники шума
1-2-2-3 Коробка с формами
1-2-2-4 Строить по образцам из кубиков
1-2-2-5 Соотносить формы
1-2-2-6 Соотносить фигуры по форме и величине
1-2-2-7 Игра-головоломка - 1
1-2-2-8 Игра-головоломка - 2
1-2-2-9 Различать цвет
1-2-2-10 Соотносить цвета
1-2-2-11 Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

III уровень
1-2-3-1 Игра в домино
1-2-3-2 Последовательно разложить фигуры
1-2-3-3 Читать отдельные слова

Крупная моторика

Цели данного раздела:
Достичь более сознательного восприятия собственного тела и отношения к окружению;
Развитие произвольного контроля и регуляции за собственными движениями и поведением в целом;
Создать моторные предпосылки для развития навыков по другим функциональным сферам.
Нижеследующие упражнения по развитию крупной моторики направлены в первую очередь на преодоления нарушения тонуса, плохой контроль за равновесием тела, скоростью и силой перемещений; общую неловкость, трудности организации движений.

I уровень
1-3-1-1 Хлопать в ладони
1-3-1-2 Сесть без помощи
1-3-1-3 Брать предмет
1-3-1-4 Играть в мяч с другим лицом
1-3-1-5 Влезать и перелезать через простые препятствия
1-3-1-6 Обежать простое препятствие
1-3-1-7 Поднять игрушку
1-3-1-8 Носить предметы
1-3-1-9 Подняться по лестнице
1-3-1-10 Поймать катящийся мяч и покатить без помощи назад
1-3-1-11 Покатить мяч к стене и поймать его без помощи
1-3-1-12 Бежать без поддержки
1-3-1-13 Идти в сторону и назад, сохраняя равновесие
1-3-1-14 Коснуться кончиков пальцев на ногах
1-3-1-15 Открывать ящики и двери шкафов

II уровень
1-3-2-1 Стоять на одной ноге
1-3-2-2 Толкнуть большой мяч ногой другому лицу
1-3-2-3 Стоять на цыпочках
1-3-2-4 Подпрыгнуть 10 раз и коснуться предмета, свисающего с потолка
1-3-2-5 Игра в кегли
1-3-2-6 Бросать мешочки с фасолью
1-3-2-7 Подъем по лестнице переменным шагом
1-3-2-8 Бег с препятствиями

III уровень
1-3-3-1 Бросить мяч через спину
1-3-3-2 Бросит мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул
1-3-3-3 Кувыркаться
1-3-3-4 Слоновая походка
1-3-3-5 Бег с картофелиной
1-3-3-6 Балансирование на балке-1
1-3-3-7 Бег со сложными препятствиями
1-3-3-8 Ударить битой по предмету, подвешенному на уровне плеч
1-3-3-9 Пробежать, изображая тачку
1-3-3-10 Тянуть тяжелый предмет
1-3-3-11 Перетягивание каната
1-3-3-12 Прыжки «Петрушки»
1-3-3-13 Прыжки со скалкой
1-3-3-14 Игра в «Классики»
1-3-3-15 Балансировать на балке -2

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствуют, прежде всего, упражнения, побуждающие к целенаправленному использованию рук и пальцев. Т.к. различные функциональные зоны находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации руки и глаза.
Представленные здесь упражнения соответствуют следующим целям:
- контроль и регуляция за движениями рук и пальцев.
- самостоятельный захват (хватание рукой);
- целенаправленное оперирование предметами;
- координированное использование рук.

I уровень
1-4-1-1 Держать ложку
1-4-1-2 Взять три предмета из закрытого ящика
1-4-1-3 Брать маленькие предметы
1-4-1-4 Отрывать от пластилина маленькие кусочки
1-4-1-5 Набирать ложкой сахар
1-4-1-6 Поднять 10 монет и бросить их в коробку
1-4-1-7 Открывать различные емкости
1-4-1-8 Давать и брать
1-4-1-9 Нажимать кнопки
1-4-1-10 Снять с предмета носок, натянутый на него
1-4-1-11 Сложить в 2 раза лист бумаги
1-4-1-12 Писать каракули

II уровень
1-4-2-1 Открывать банку с мыльными пузырями
1-4-2-2 Отвинтить крышку с банки
1-4-2-3 Выполнять простые движения пальцами
1-4-2-4 Тянуть за веревочку
1-4-2-5 5 раз сжать рукой губку и мягкий резиновый мяч
1-4-2-6 Закрепить 6 прищепок на краю коробки
1-4-2-7 Ощупывать предметы
1-4-2-8 Сложить бумажную игрушку
1-4-2-9 Отрезать кусочки от полоски бумаги

III уровень
1-4-3-1 Завинтить гайку на болт
1-4-3-2 Вырезать салфетку
1-4-3-3 Развесить белье на веревке
1-4-3-4 Закрепить кнопки на пробковой доске

Координация руки и глаза

Большинство упражнений по развитию мелкой моторики нацелены на то, чтобы научить ребенка брать и обращаться с предметами. Координация глаз и рук означает, что эти навыки активно взаимодействуют с функцией восприятия. Т. е. упражнения на восприятие, тонкую моторику и координацию рук и глаз находятся в тесной взаимосвязи.
Упражнения, представленные здесь, относятся, в основном к двум видам деятельности: рисованию и оперированию предметами. Первые готовят ребенка к обучению письму; вторые особенно важны для приобретения рабочих навыков.

I уровень
1-5-1-1 Сложить башню из 4 коробок
1-5-1-2 Положить предметы в пустую банку
1-5-1-3 Положить бусину в каждую ячейку подставки для яиц
1-5-1-4 Надеть 4 кольца на стержень пирамидки
1-5-1-5 Сложить башню из 4 кубиков
1-5-1-6 Положить 4 кубика через отверстие в банку
1-5-1-7 Вставить без помощи 5 палочек в доску с отверстиями
1-5-1-8 Вставить без помощи 4 карандаша в отверстия подставки для карандашей
1-5-1-9 Нарисовать 4-5 линий карандашом внутри большого круга

II уровень
1-5-2-1 Надеть 2 бусины на стержень, который держит другая рука
1-5-2-2 Надеть 2 бусины без помощи на проволоку
1-5-2-3 Надеть без помощи 5 бусин на шнурок
1-5-2-4 Закрепить 6 прищепок на отмеченные места банки
1-5-2-5 Провести 3 линии пальцем по муке, насыпанной на тарелку
1-5-2-6 Построить из 3-х деталей простую конструкцию
1-5-2-7 Вылепить из пластилина 3 различных предмета
1-5-2-8 Вылепить из пластилина простые формы, которые изображены на картинках
1-5-2-9 Соединить без помощи 2 фигуры, чтобы получилось изображение предмета
1-5-2-10 Брать щипцами небольшие предметы
1-5-2-11 Провести линию, соединив 2 точки
1-5-2-12 Соединить ряд точек, размещенных по кругу

III уровень
1-5-3-1 Отрезать отмеченные полоски бумаги
1-5-3-2 Вырезать простые рисунки без помощи
1-5-3-3 Навинтить 3 гайки на болты одинакового размера
1-5-3-4 Навинтить 3 гайки разного размера на соответствующие болты
1-5-3-5 Шнуровка
1-5-3-6 Обводить по пунктирной линии большие буквы
1-5-3-7 Соединить точки в круги и четырехугольники
1-5-3-8 Соединить точки в диагональные линии и кресты
1-5-3-9 Нарисовать простые геометрические фигуры (с помощью шаблона и без него)
1-5-3-10 Дорисовать простые геометрические фигуры до предметов
1-5-3-11 Писать имя
1-5-3-12 Дорисовать недостающие детали
1-5-3-13 Расположить на пробковой доске 12 кнопок по образцу
1-5-3-14 Писать цифры
1-5-3-15 Провести линию по лабиринту
1-5-3-16 Рисовать простую фигуру человека без помощи
1-5-3-17 Рисовать предметы одинаковой категории