Состояние общей моторики. Обследование мелкой моторики способность воспроизведения ритма в движениях


Исследование произвольной моторики пальцев рук
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):
Пальцы сжать в кулак - разжать.
Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).
Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).
На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз).
На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз).
На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).
На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6 раз).
То же по словесной инструкции.
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Методика исследования орального праксиса

Исследование объема и качества движения губ

Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.
Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.
Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.
Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Исследование объема и качества движений языка -
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Методика исследования произвольной мимической моторики

Исследование объема и качества движений мышц лба

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных
групп:
- Нахмурить брови, удержать позу.
- Поднять брови вверх, удержать позу.
- Наморщить лоб, удержать позу.
Отметить: выполнение правильное или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.) или движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц глаз
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
- Легко сомкнуть веки, удержать позу.
- Плотно сомкнуть веки, удержать позу.
- Прищурить глаза, удержать позу.
- Закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: выполнение правильнёе или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед ; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается:
Исследование продолжительности выдоха

Приемы для всех возрастных групп:

Сыграть на любом духовом инструменте.
- Поддувать пушинки, снежинки (2-З дыхательных движения).
Отметить: продолжительность выдоха - соответствует возрасту; укороченный выдох.
Исследование темпа движений
Прием для всех возрастных групп:
В течение определенного отрезка времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. Приём для взрослых, подростков, школьников:
Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная черный цвет - плохое выполнению, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение , 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, З балла. Таким образом, наихудший показатель, например по б параметрам - б баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с речевым графиком (логопед).

Онтогенетический принцип логопедического исследования

В процессе работы логопеда необходима опора на онтогенетический принцип, т. е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, зрительного восприятия, действий с предметами, бытовых навыков и умений, подражательности, взаимоотношений детей, импрессивной, экспрессивной речи.
Определение моторного развития ребенка (от рождения до 3 лет)
1 мес. Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову.. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
4 мес. Поворачивается со спины на бок.
5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.
6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
7 мес. Хорошо и много ползает.
8 мес. Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы.
9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. Ходит неуверенно, держась за предметы.
10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
II мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «Ладушки», «Сороку». Пьет из стакана.
12 мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя , сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
1 г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске.
1 г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
1 г. 4мес. Может расшнуровывать ботинок.
1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Д ержит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. 6 мес. Умеет влезать на. препятствие высотой 10- 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.
1 г. 8 мес. - 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
2 г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см. Полностью одевается.
2 г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.
2 г. 10 мес. - 3г. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30- 35 ем, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30-35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстоянии 100-125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать , перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом.

Определение развития зрительного восприятия
2 мес. Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.
3 мес. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
4мес. Узнает хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и формы).
5 мес. Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует).
6 мес. Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое).
7мес. На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.
9 мес. На вопрос «Где?» отыскивает знакомые предметы независимо от их месторасположения.
10 мес. Узнает на фотографии хорошо знакомые лица (маму и др.).
71 мес. По просьбе взрослого находит и дает хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков).
1 г. 1 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами (например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки и пр.). Различает игрушки, похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.
1 г. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке (например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т. д.).
1 г. 4 мес.- 1 г. 7 мес, Подбирает и раскладывает по образцу:
контрастные по форме предметы (например, кубик и шар);
разные по величине предметы (большой и малый шар);
различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар в красную коробочку, выбран его среди шаров синего цвета).

1 г. I0мес. - 1 г. 11 мес. Подбирает по предложенному образцу предметы, имеющие различные геометрические формы (например, кубик, шар, пирамидку, яйцо). Различает величины: большую, среднюю, малую. Различает три цвета.
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес. Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).
2 г. 7 мес. Собирает пирамидку из колёц, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.
2 г. 9 мес. Обнаруживает большую наблюдательность.
2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Умеет по образцу располагать цвета с учетом их оттенков (например, мозаичную полоску «радуга»).
3 г. Определяет количество предметов (например, 1, 2, много).
3 г.. 6 мес. Легче запоминает изображения предметов, чем их словесные обозначения.
4 г. Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению (например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. п.). -
Определение бытовых навыков и умений, действий с предметами
4 мес. Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
5 мес. Уверенно берет погремушку, которую держат у него над грудью.
6 мес. Свободно берет погремушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
7 мес. Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).
8 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.).
9 мес. Ест хлеб, который держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Использует игрушки в соответствии с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладет в коробку предметы и вынимает их).

11 мес. Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой , снимает и надевает на стержень: кольца.
12 мес. Самостоятельно пьет из чашки. Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку,
1 г. 2 мес. Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.
1 г. 4 мес. Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец; двусоставную матрешку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).
1 г. 7 мес. Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, «строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).
1 г. 10 мес. Перед едой начинает мыть руки с милом. Ест довольно аккуратно
1 г. 11 мес. Пользуется носовым платком, салфеткой. Частично одевается и раздевается самостоятельно,
2 г. 1 мес. -. 2 г. 2 мес. Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» ее и «укладывает» спать).

2 г. 5 мес. Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
2 г. 9 мес. Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепешки).
2 г. I0 мес. Способен сосредотачивать на некоторое время на каком-либо занятии.
3 г. Одевается полностью самостоятельно. Свободно держит карандаш.
3 г. 6 мес. Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.

Определение развития подражательности

7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши в игре «Ладушки», поднимает ручки вверх или на голову, если взрослый показывает это движение, и говорит: «Шу-у, полетели. На головку сели».
1 год. Обучается действиям с сюжетными игрушками вначале по подражанию, затем по словесной инструкции: «Покорми кису», «Покачай лялю».
Определение развития в з аимоотно ш ений ребенка с другими детьми и взрослыми
9-10мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что они делают, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает «совместная игра», т. е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.
Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест - двигательный, словесный, эмоциональный.
В течение 2-го года жизни. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям:
взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает по- сильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».
На 3-м году жизни. Появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой , выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок не умеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним-двумя детьми, или такого отношения не формируется.
После 3-х лет и на протяжении всего дошкольного периода. Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей, например, формирование

Простейшей нормы общественного поведения при котором требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.
В настоящее время. В беседе с родителями логопед выясняет, каковы взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные негативные агрессивные т. п.), со сверстниками (активные инициатив пассивные безразличные, сдержанные, агрессивные и т. п.).


^ Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - раз,жать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

^ Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой») , удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

^ Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

^ Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

^ Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить - лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); или движение не удается.

^ Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

^ Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

^ Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги - тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т. д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

^ Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп. Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

^ Исследование восприятия музыки. П р и е м для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения.

^ Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик - выше - ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку) .

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

^ Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп. Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты; например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

^ Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп. Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо - холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно - слабо. Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

^ Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»). Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту,

например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

^ Исследование продолжительности и силы выдоха. Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

^ Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук а (сначала до ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

^ Исследование темпа. Приемы для всех возрастных групп. В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Приемы (для взрослых, подростков, школьников). Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н. С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет - плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель

по 6 параметрам-6 баллов, наилучший-18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.

Вопросы и задание


  1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с рече
    выми расстройствами?

  2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигатель
    ными и речевыми нарушениями?

  3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нару
    шениями речи.
^ ГЛАВА ВТОРАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ

КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ЗАИКАНИЯ

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гим-

настикой, ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой ■ функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждает хорошо известный факт, что любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома.

И. В. Данилов и И. М. Черепанов считают, что темпы, предлагаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания 1 . Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных процессов у этих групп различны. По-видимому, в основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. Вероятно, у больных с клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур - более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения. Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических качествах речи: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, фраза из четырех слов может получить четыре различных значения в зависимости от способа произношения, т. е. от чисто

1 Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970, с. 109-120.

динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.

  • Part 13 Современные достижения науки. Перспективы развития науки.
  • Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
  • Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
  • Методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), диагностические задания из книги С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С.Е. Большаковой. Обследование мелкой моторики детей с нарушением речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук, обследование координации движений пальцев и рук определение точности движений пальцев рук. Методика обследования речи и художественного творчества Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

    Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются следующие диагностические задания (по подражанию и по словесной инструкции), которые выполнялись под счет:

    1. Пальцы сжать в кулак - разжать.

    2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).

    3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).

    4. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).

    5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз). 6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз). 7. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).

    8. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6раз).

    Критерии оценки: «1» балл присваивается за четкое выполнение задания, «0» баллов – за невыполнение задания.

    6 - 8 баллов – высокий уровень развития, 3 – 6 баллов – средний уровень, 0 - 3 балла - низкий уровень

    С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование зрительно-моторной координации, динамической координации движений (кинетический праксис) и кинестетического праксиса.

    Кинестетический праксис – целенаправленное действие, в процессе которого рука получает афферентные сигналы обратной связи и выполняет тонкие движения. После показа обследуемым предлагалось повторить движения:



    · «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

    · «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    · «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Кинетический (динамический) праксис - последовательное переключение движений и формирование двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Применялись упражнения на динамическую координацию движений рук:

    · Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая). Вначале показать ребенку, как выполнить это упражнение вместе со взрослым. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

    · Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

    Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Следующие задания направлены на исследование зрительно-моторной координации пальцев и рук.



    · Графические пробы:– зубчики (на нелинованном листе) 20 сек. на пробу.

    · Вырезание ножницами.

    · Сгибание листа бумаги пополам.

    Критерии оценок при обследовании координации движений пальцев и рук следующие: «1» балл – с заданием справился; «0» баллов – с заданием не справился; «0,5» баллов – справился с помощью взрослого.

    После подсчета баллов определяется уровень развития координации движений пальцев и рук:

    0 - 3 балла – низкий уровень; 3 – 7 баллов – средний уровень; 7 – 10 баллов – высокий уровень.

    Для определения точности движений пальцев рук (методика «Дорожки»), используется следующий материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Нужно соединить линией машину с домиком, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

    Критерии оценки:

    1. Наличие выходов за пределы «дорожки». 0 баллов – присутствует в работе частично, 0,5 баллов присутствует в работе незначительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    2. Отрывание карандаша от листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    3. Равномерный нажим. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    4. Многократное проведение по одному и тому же месту. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    5. Активное поворачивание листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    6. Неправильное положение пальцев или руки. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    7. Линии ровные, не дрожащие. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    8. Уверенная работа с карандашом. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    6 – 8 баллов – высокий уровень развития, 4, 5 – 6 баллов – средний уровень, 0 – 4, 5 балла - низкий уровень

    Подведение общего итога: 19 – 26 баллов – высокий уровень развития, 10,5 -19 баллов – средний уровень, 0 – 10,5 балла - низкий уровень

    Календарно – тематическое планирование

    Время проведения Н.О.Д. – 30 мин.

    Дата обследования

    Речевая карта

    Ф.И.О. ребенка дата рождения

    Откуда поступил

    Сведения о родителях:

    Мать

    Отец

    Данные анамнеза:

    Протекание беременности : без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.

    Развитие плода : без патологии, с патологическими проявлениями.

    Характер родов : без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.

    Раннее развитие речи ребенка : время проявления голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова первые предложения ______________________________________

    Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка : в срок, с опозданием, с опережением

    Перенесенные заболевания :

    Занимался ли ранее с логопедом, результаты

    Ι . Исследование состояния моторной сферы

    Состояние общей моторики

    Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное, неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.

    Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движенияплавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.

    Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.

    Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

    Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.

    Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук):нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.

    Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает количество элементов, не нарушает.


    ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.

    2. Состояние ручной моторики :

    Статическая координация движений:

    - распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вер­тикальном положении под счет до 15;

    Распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет;

    -«коза» под счёт;

    -«зайчик» под счёт;

    Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;

    Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.

    Динамическая координация движений:

    - выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;

    Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;

    Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;

    Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;

    -«ладонь»-«кулак»;

    Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.

    ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ

    ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

    1. Строение артикуляционного аппарата

    А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

    Б. Губы : естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

    В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы

    Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

    Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

    В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

    Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма

    Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма

    Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма

    2. Состояние артикуляционной моторики

    Губы:

    - «Ниточка» и удержать под счёт до 5;

    -«Бублик»;

    -«Хоботок»;

    -«Заборчик»;

    -«Зайчик»;

    -«Лягушка»;

    -«Окошко»;

    Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

    выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

    Челюсть:

    - «Бегемотик»;

    Движение челюстью вправо-влево;

    Выдвинуть нижнюю вперед.

    выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.

    Язык:

    - «Лопатка» и подержать под счет до 5;

    Положить широкий язык на верхнюю губу;

    -«Часики»;

    -«Лопатка»-«Иголочка»;

    -«Орешки»;

    -«Качели»;

    -«Змейка»;

    Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

    выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается

    Мягкое нёбо:

    - широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

    При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

    выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.

    Продолжительность и сила выдоха :

    Сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

    Поддувать пушинки, листок бумаги.

    выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.

    Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:

    - оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

    выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.

    ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

    Процедура обследования общих произвольных движений v детей дошкольного возраста

    1. Статическая координация

    Определяется возможность удержания заданной позы:

    а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

    б) стоять на «цыпочках».

    Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

    2. Динамическая координация

    а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

    б) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

    3. Одновременность движений

    а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

    ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

    б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

    маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

    Процедура обследования тонких движений пальцев рук

    Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

    3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

    Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

    Процедура обследования произвольных мимических движений

    Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»);

    б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»);

    д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

    Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

    недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

    Процедура обследования артикуляционной моторики

    Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

    а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

    б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).