Кружение чакр. Новое воплощение древней практики

Для первого упражнения необходимо встать, вытянуть перед собой руки по одной линии с плечами. Затем начинайте осуществлять вращение тела по часовой стрелке, на первое время хватит и трех таких оборотов. Если сильно закружилась голова, постарайтесь некоторое время удерживать взгляд на неподвижной точке. Для этих целей хорошо подойдут кончики пальцев.

Для второго упражнения лягте на спину, желательно на какую-нибудь смягчающую подстилку. Руки лежат вдоль туловища, пальцы рук соединены и прижаты к полу. Поднимайте голову, прижмите подбородок к груди. Затем поднимите прямые ноги вертикально вверх, но таз постарайтесь оставить на полу. После этого вернитесь в исходную горизонтальную позицию.

При выполнении второго упражнения нужно контролировать дыхание. Находясь в горизонтальном положении, освободите свои легкие от воздуха. Поднимая голову и ноги, медленно вдохните. Опускание же головы и ног сопровождается плавным выдохом. Важно сделать акцент на глубине дыхания, сконцентрироваться на нем и на ощущениях в теле.

Третье и четвертое упражнения: стоя на коленях и положение "стола"

Третье упражнение выполняется стоя на коленях, причем колени расположены на ширине таза. Это позволяет бедрам принять вертикальное положение. Ладони нужно положить на заднюю сторону бедра, под ягодицы. Подбородок прижимается к груди. Далее делается следующее: голова откидывается назад и вверх, грудная клетка выставляется вперед, позвоночник прогибается назад. Руки при этом могут немного упираться в бедра. Опять-таки в исходном положении нужно находиться с опустошенными легкими, делать медленный вдох по мере выполнения упражнения.

Четвертое упражнение делается в положении сидя, ноги вытянуть перед собой, ступни - на ширине плеч. Спина - прямая, ладони стоят по бокам тела, пальцы соединены и смотрят вперед. Голова опускается к груди, после чего запрокидывается назад и вверх. Туловище поднимается вперед и приводится в горизонтальное положение, оно должно быть с бедрами в одной плоскости. Голени и руки служат вертикальной опорой. Постойте так несколько секунд и вернитесь в исходную позицию. Следите за дыханием на протяжении всего упражнения, начинать его стоит с пустыми легкими. Во время поднятия туловища медленно вдыхайте, в конечной точке задержите дыхание.

Пятое упражнение: в позе острого угла

Пятое упражнение выполняется из упора лежа, с прогнутой спиной. Точками опоры служат ладони и кончики пальцев ног, остальное находится над полом. Пальцы рук смотрят вперед, плотно сомкнуты. Ладони и ноги поставлены на ширину плеч. Голова запрокидывается назад и вверх, после чего меняем положение тела. Оно по-прежнему стоит на ладонях и кончиках пальцев ног, но теперь в позе острого угла с вершиной наверху. Голова прижата к груди, ноги прямые. В упоре лежа легкие пустые, при складывании тела делается вдох. В крайней точке дыхание задерживается, при возвращении в упор делается выдох.

Вращение – это уникальный опыт нахождения тотально в “здесь и сейчас” в течение всего времени медитации.

Суфийское кружение (или вращение) – это медитативная техника, которая заключается в кружении вокруг собственной оси в течение длительного времени (обычно от получаса до нескольких часов).

Свое название техника получила от суфийского ордена Мевлеви, основанного персидским поэтом-суфием Джалаладдином Руми (1207-1273), в котором кружение являлось частью ритуала поклонения богу и символизировало единение с ним. Суфии кружились (и кружатся по сей день) в тяжелых юбках, которые нужны для стабилизации вращения и поддержания его высокой скорости.

Среди людей, практикующих медитативные практики, кружение неофициально считается “королевской медитацией” . Почему же среди множества других техник выделяют именно эту медитацию?

Дело в том, что при длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии “не ума”, состоянии медитации, когда вся энергия в теле находится внизу, в животе и ногах. Это максимально устойчивое положение. Если мы думаем, переживаем, боимся, радуемся, то есть если у нас появляются мысли и эмоции, происходит то, что простым языком называется “закружилась голова”.

При длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии “не ума” .

Секрет кружения, точнее устойчивости при кружении, предельно прост: энергия (или наше внимание) должна находиться в центре живота ив ногах. Тогда мы просто не сможем упасть – как кукла-неваляшка “Ванька-встанька”. Любой подъем энергии в голову, то есть появление мыслей и эмоций (а значит, “выпадение из медитации”), уменьшает устойчивость. И если после этого не опустить энергию вниз, не вернуться в медитативное состояние, следует падение.

Когда в статической медитации к вам приходят мысли, вы можете снова к ней вернуться. При кружении выпадение из медитации заканчивается физическим падением. В статической медитации вы можете просто сидеть и думать, что находитесь в медитации. Во время кружения “притвориться”, что вы медитируете, нельзя. В медитативном состоянии кружения надо находиться тотально и непрерывно.

Есть две медитации, где выпадение из процесса проявляется особенно ярко: хождение по углям (если неправильно делаешь, обжигаешься) и суфийское вращение (если неправильно делаешь, падаешь).

Когда вы правильно медитируете (кружитесь), то есть вся ваша энергия находится внизу, верхняя часть тела свободна для прохождения потока космической энергии. Поэтому суть суфийского кружения можно выразить формулой: прочно стоим на земле, открываем сердце, впускаем в одну руку энергию бога пропускаем эту божественную энергию в сердце и выводим точно такую же чистую энергию в другую руку и отпускаем опять богу… и подъем сил, и состояние абсолютного покоя после медитации.

Данную технику можно представить в виде метафоры жизни . Пока мы кружимся (самсара), мы живем, когда падаем, жизнь прекращается. Можно кружиться с удовольствием либо со страхом, что упадешь или потеряешь контроль над процессом. Так и по жизни можно идти с удовольствием или страхом. Но тем медитация и хороша, что сначала помогает научиться получать удовольствие от процесса в безопасном пространстве (то есть во время медитации), а потом переносить его в жизнь.Техника вращения.

Практика вращения начинается с традиционного приветствия дервишей . Скрестив руки на груди, правая ладонь на левом плече, левая на правом и накрыв большой палец левой ноги большим пальцем правой с благодарностью сделайте поклон вперед, затем развернитесь и назад. Этим самым суфии выражают благодарность всем дервишам, жившим и живущим во все времена и богу.

Выпрямьтесь и поставьте стопы в естественное положение. Разведите руки в разные стороны, как будто вы расправляете крылья перед полетом, при этом правая рука выше и ладонью вверх, левая ниже и ладонью вниз. Теперь начинайте вращаться против или по часовой стрелке. В зависимости от того, в какую сторону вы вращаетесь, вы должны выбрать ведущую ногу и пятку этой ноги, и эта пятка будет началом вашего стержня, “на котором вы как – будто будете вращаться”. Затем начинайте медленно вращаться…, осознавая свой внутренний стержень, этим вы достигните устойчивости в кружении, т. е вас не будет болтать по всему полу, затем смотря, на ладошку верхней руки, попробуйте внутри расслабится, затем найдите равновесие, и …ускоряйте вращение, глаза должны быть открыты. Отпустите себя в кружение, слушайте музыку и слейтесь с танцем. Когда вы лучше овладеете этой практикой, то можно отпустить взгляд от ладошки, взгляд становится расфокусированным, и позволить миру вращаться вокруг вас, почувствуете легкость и свободу своего существа, почувствуете единение с целым.

Вращение замедляется, и вы останавливаетесь или падаете (значит ваша медитация закончилась!) Если вы вращаетесь давно, то ваше тело позволяет вам сделать поклон. Вновь скрестите руки на груди и сделайте поклон с благодарностью. Лягте на живот и коснитесь животом земли. Соедините мысленно тонкой нитью свой пупок с ядром земли. Лежа в тишине, вы и дальше будете чувствовать вращение, как вертится вокруг вас Вселенная

ПРАКТИКА ДЕРВИШЕЙ И ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КРУЧЕНИЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ! (ОПЫТ АВТОРА)
В наши дни медитационная практика вращающихся дервишей потеряла своё исходное предназначение. Сегодня это в первую очередь красивое и завораживающее шоу, служащее для привлечения туристов. Однако истинный смысл этого необычного занятия совсем в ином.
Когда-то, довольно много лет назад, я прочитал об этой практике у Гурджиева. Кажется, она упоминалась также где-то у Ошо. Я уже не помню, что конкретно писали Гурджиев и Ошо, но смысл был в том, что в суфизме техника непрерывного длительного вращения использовалась для достижения состояния высшей осознанности, проявления глобального Сознания. (Поизучав эту тему в Интернете, я узнал, что состояние, обозначаемое в санскрите словом “самадхи”, в суфизме называется “Амаль”, “Хахут” или “Халь”. Хотя, к примеру, арабское слово عمل (амаль, с ударением на первом слоге) в своём обычном употреблении имеет значения “работа”, “труд”, “действие”, “занятие”, “дело”, “практика”, “творение”, “произведение”.) Однако каких-либо подробностей, деталей этой техники ни Гурджиев, ни Ошо не раскрывали.
Я сам, в своей ежедневной практике хатха-йоги давно уже выполняю подобное упражнение - вращение вокруг своей оси с разведенными в стороны руками. Но делал я его всегда без какой-либо привязки к медитационной практике - лишь как упражнение на устойчивость и равновесие с целью тренировки и развития вестибулярного аппарата. Главное в этом упражнении - ощутить и удерживать свою ось, вокруг которой происходит вращение. Обычно я делаю 40-50 оборотов, добиваясь стабильного вращения и поддерживая его в течение некоторого времени. Могу вращаться и дольше, но в этом уже нет особого смысла - во всяком случае, если ориентироваться на те цели, которые я преследую, выполняя данное упражнение.
Однако сегодня это упражнение вдруг принесло совершенно иной, неожиданный результат - именно тот, которого добивались суфии, практиковавшие подобную технику. И я мгновенно осознал истинный смысл этой техники, а также правильный способ её выполнения.
К моему большому удивлению, техника вращения вокруг своей оси оказалась весьма действенной в отношении достижения состояния, к которому стремятся все ищущие. И человек, придумавший или случайно открывший эту технику, поистине гениален! Вот только выполнять эту технику нужно правильно, с правильным пониманием, что, как и для чего делается и почему делается именно так, а не иначе. В противном случае результата не будет.
Итак, в чем смысл этой техники, в чем ее цель? Цель в том, чтобы заставить человека сосредоточиться в своём духовном центре - в сердце (точнее, в сердечной чакре) - помочь ему сосредоточиться, сосредоточить своё внимание и всё своё существо в сердце, помочь ему найти, обнаружить свой духовный центр. И для этой цели данная техника подходит как нельзя лучше. Если выполнять её правильно, найдя и удерживая свою ось вращения, которая проходит как раз через сердечную чакру, то сосредоточение происходит само собой, само вращение способствует этому. При этом совершенно реально в какой-то момент обнаружить, осознать свой главный духовный центр, что приведет к его раскрытию и проявлению (вхождению в вас через него) глобального Сознания.
Таким образом, главное условие правильного выполнения техники вращения - найти и удерживать свою ось, ось вращения, максимально сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись не где-то в неком непонятном месте, а в своём духовном центре, в сердце. При этом само вращение, сам процесс его удержания, удержания оси вращения помогает сосредоточению (причем, опять-таки, в правильном месте - в духовном центре), помогает достижению однонаправленности ума, что в итоге способствует выполнению техники входа в самадхи, описанной мною ранее. (Кстати, рекомендую обратить внимание, что технику сосредоточения в своём духовном центре практикуют иисихасты, да и многие приверженцы других учений и духовных практик. Только средства для выполнения этой техники они используют иные.)
Давайте посмотрим теперь, как выполняют эту технику, так сказать, профессионалы, участвующие в представлениях, устраиваемых для туристов (если кто-то заинтересуется, то без труда найдёт на YouTube еще много подобных видеоклипов).


Не хотелось бы заниматься критиканством, но из приведенных примеров видно, что участвующие в представлениях танцоры (практикующими их вряд ли можно назвать) выполняют технику вращения неправильно, без понимания её сути и смысла решаемых с её помощью задач. Во-первых, они не следят за тем, чтобы ось их вращения проходила именно через сердце (точнее, через центр груди, сердечную чакру). Более того, они зачем-то склоняют головы, чем нарушают вращательную симметрию, способствуя уводу оси вращения в сторону от сердечной чакры. Во-вторых, они явно не сосредоточивают своё внимание в сердце - и похоже, что они не сосредоточивают своё внимание вообще нигде, их нет “здесь и сейчас”, они блуждают неизвестно где по причине чего никогда не смогут найти то, что ищут (если, конечно, они вообще что-то ищут).
Вся прелесть техники вращения (разумеется, при её правильном выполнении) - в том, что она помогает вам быть “здесь и сейчас”, сам процесс выполнения вращения и удержания своей оси вращения способствует этому. В процессе выполнения этой техники вы автоматически сосредоточиваетесь, автоматически приобретаете однонаправленность ума, автоматически отождествляетесь со своим духовным центром - а дальше всё! - техника входа в самадхи выполнена!
Я не призываю вас всех сейчас же бросить всё и начать выполнять эту технику. Возможно, кому-то она не подойдёт, возможно, у кого-то что-то не получится. Но как одну из методик - причем весьма успешных методик достижения искомого состояния - эту технику применять можно и нужно. Конечно, делать сразу 50 или более оборотов не следует, начинать надо с малого - тем, кто никогда не вращался, для начала хватит и трёх-пяти оборотов, чтобы закружилась голова и вас, что называется, “повело” и начало мутить. Делайте столько оборотов, сколько сможете. Постепенно, по мере роста тренированности, сможете начать наращивать количество оборотов. Однако не торопитесь это делать. Увеличивать число оборотов можно лишь тогда, когда вы почувствуете, что прежнее число оборотов даётся вам совершенно легко, не причиняя никаких неприятностей, а главное - то, что вы выполняете своё вращение совершенно осознанно, будучи “здесь и сейчас”, осознавая себя в каждый момент вращения и, что не менее важно, найдя и удерживая свою ось, сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись именно в своём духовном центре, в сердечной чакре. Ну и, разумеется, следует поддерживать строго вертикальное положение тела, без каких-либо отклонений головы или чего-то иного, чтобы ось вращения проходила строго через через ваш сердечный духовный центр.

ТЕХНИКА!!!
Выпрямите спину и голову, удерживайте тело строго вертикально, разведите руки горизонтально в стороны (это поможет вращению) и начинайте потихоньку вращаться. Направление вращения, на мой взгляд, не играет никакой роли, вращайтесь в ту сторону, в которую вам удобно. Дервиши вращаются всегда против часовой стрелки, лично я вращаюсь всегда по часовой стрелке, мне так удобнее с точки зрения удержания оси вращения, хотя это исключительно дело привычки. Не стремитесь к высокой скорости вращения - это совершенно неважно. И не стремитесь сразу вращаться долго - это также не принесет желаемых результатов. Выполнять эту технику нужно легко и непринужденно, а это достигается только тренированностью. Понятно, что люди, никогда не занимавшиеся подобной практикой, свою ось вращения вряд ли почувствуют сразу. Это также достигается длительной практикой и тренированностью. Но со временем это у вас обязательно получится. И при правильном подходе через год-другой практики выполнения данной техники вполне можно надеяться на появление каких-то результатов.

В книге «Око Откровения» полковник Брэдфорд указывает на вращение по часовой стрелке:

"Первый Ритуал, - говорил полковник, - достаточно прост. Он предназначен для ускорения движения Вихрей. В детстве мы использовали это в наших играх. Ваши действия: станьте прямо, с вытянутыми горизонтально вдоль плеч руками. Начинайте кружиться вокруг своей оси, пока не почувствуете легкое головокружение. Есть одно предупреждение: необходимо вращаться слева направо. Другими словами, если Вы положите на пол часы циферблатом вверх, Ваши руки должны двигаться в направлении стрелок"

Обратите внимание, что полковник Брэдфорд определяет направление «часовой стрелки» как направление, в котором человек вращается слева направо, независимо от его расположения на планете .

Учитывая, что Брэдфорд находился в северном полушарии, когда писал, что вращаться нужно слева направо (по часовой стрелке), некоторые люди задаются вопросом, стоит ли адаптировать его инструкции и вращаться против часовой стрелки, находясь в южном полушарии.

Когда я спрашиваю их: "Почему Вы думаете, что мы должны менять направление вращения? "

Их ответ обычно в духе того, что "Вода в южном полушарии закручивается против часовой стрелки, а в северном – по часовой ".

Однако, само по себе это понятие основано на популярном заблуждении, и следовательно, причина смены направления вращения также не является убедительной.

Алистер Б. Фрейзер, кандидат технических наук, почётный профессор метеорологии, Университет штата Пенн, США, детально объясняет:

"По сравнению с вращениями, которые мы наблюдаем каждый день (автомобильные шины, компакт-диски, слив раковины) вращение Земли практически незаметно – лишь оборот в сутки. Вода в раковине делает оборот за несколько секунд, таким образом, скорость ее вращения в десять тысяч раз выше, чем у Земли. Это неудивительно, учитывая, что сила Кориолиса на несколько порядков меньше любой из сил, участвующих в этих повседневных примерах вращения. Сила Кориолиса настолько мала, что влияет на направление вращения воды не больше, чем на направление вращения компакт-диска.

Направление вращения воды в сливе раковины определяется тем, как она была наполнена, или какие завихрения в ней создались во время мытья. Размер этих вращений невелик, но по сравнению с вращением Земли – просто огромен".

Сложно описать эффект Кориолиса подробнее, не прибегая к математическим уравнениям или таким сложным понятиям, как угловая механика. Прежде всего, наша система отсчета такова: «То, что мы видим, зависит от того, где мы находимся ». Это означает, что мы стоим на твердой поверхности, когда на самом деле это не так – ведь земля представляет собой вращающийся шар.

Эффект Кориолиса

В физике эффект Кориолиса – это очевидное отклонение движущихся объектов при рассмотрении их из вращающейся системы отсчета. Для примера рассмотрим двоих детей на противоположных сторонах вращающейся карусели, которые бросают друг другу мяч (рис. 1). С точки зрения этих детей, путь мяча изогнут в сторону эффектом Кориолиса. С точки зрения бросающего, это отклонение направлено вправо при вращении карусели против часовой стрелки (если смотреть сверху). Соответственно, при движении по часовой стрелке отклонение направлено влево.

Если Вам действительно интересно подробное пояснение эффекта Кориолиса, введите в поисковике "Эффект Кориолиса" и изучите данный вопрос досконально.

Направление вращения чакр

Питер Кэлдер не описывал направление движения вихрей (чакр):

«Тело имеет семь центров, которые можно назвать Вихрями. Они являются своего рода магнитными центрами. В здоровом теле они вращаются с большой скоростью, а когда их вращение замедляется – это можно назвать старостью, болезнью или угасанием. Самый быстрый способ вернуть молодость, здоровье и жизнеспособность – заставить эти вихри снова вращаться с прежней скоростью. Существуют пять простых упражнений для достижения этой цели. Любое из них полезно само по себе, но для получения наилучших результатов необходимы все пять. Ламы называют их ритуалами, и я буду относиться к ним так же.» - Питер Кэлдер под редакцией Алины и Михаила Титовых «Око Откровения», 2012.

Интересно, неужели Кэлдер сознательно избегал упоминания направления против часовой стрелки? По слова Барбары Энн Бреннан, бывшего научного сотрудника НАСА и авторитетного специалиста по энергетике человека, здоровые чакры должны вращаться по часовой стрелке; а закрытые, несбалансированные – против часовой.

В своей успешной книге, «Руки Света», она говорит:

"Когда чакры функционируют нормально, каждая из них будет открыта и будет вращаться по часовой стрелке, чтобы усвоить определенную необходимую энергию из всемирного поля. Вращение по часовой стрелке для получения энергии из Глобального Энергетического Поля в чакры напоминает правило правой руки в электромагнетизме, где говорится, что изменение магнитного поля вокруг провода будет вызывать ток в этом проводе.

Когда чакры вращаются против часовой стрелки, происходит отток энергии от тела, провоцирующий нарушение обмена веществ. Другими словами, когда чакра вращается против часовой стрелки, мы не получаем необходимой нам энергии, воспринимаемой нами как психологическая реальность. Такая чакра считается закрытой для входящей энергии"

Возможные влияния традиций

(a) Традиционная Тибетская «трул-хор» янтра-йога

Чогал Намхай Норбу , один из великих мастеров Дзогчен и Тантры, родился в Тибете в 1938 году. Его книга «Янтра-йога: тибетская йога движения » выпущена издательством «Снежный Лев».

«Трул-хор» означает «магическое колесо» , - говорит Алехандро Чаул-Рейх, преподаватель института Лигминча и доцент медицинской школы Университета Техаса. Он говорит:

"Характерные движения «трул-хор» возникли в результате практики глубокой медитации адептов тибетской йоги. Традиционно практиковавшиеся в отдаленных гималайский пещерах и монастырях, «трул-хор» - движения в настоящее время доступны для серьезных западных студентов. Они представляют собой мощный инструмент очистки, балансировки и гармонизации тонких аспектов своего энергетического измерения".

Райан Паркер, специалист по Пяти Тибетским Ритуалам , в настоящее время проводит исследование по сравнению Пяти Ритуалов и «трул-хор». По словам Питера Келдера в «Оке Откровения», ритуалы, как и «трул-хор», насчитывают около 2500 лет.

В последней своей «Сравнительной таблице» он утверждает:

"Буддистский «трул-хор» предполагает существование энергетических центров, вращающихся по часовой стрелке. «Трул-хор» иногда называют стимулом для вращения энергетических центров. Более того, они начинают вращаться в унисон. Хотя это вращение можно вызвать многими способами, вращение тела особым образом связано со стимуляцией центров. Вращение по часовой стрелке считается полезным, и оно является предполагаемым направлением вращения в буддистском «трул-хор»".

(б) Прадакшина

В ходе истории Тибет и Индия обменивались древними знаниями, и возможно – но не доказано – что на Первый Ритуал могла повлиять практика Прадакшина.

В индуизме Прадакшина означает акт поклонения – обхода по часовой стрелке вокруг святого места, храма, святыни. Дакшина означает право, так что Вы идете налево, при этом духовный объект всегда находится справа от Вас.

В процессе выполнения Прадакшины Вы идете по часовой стрелке вокруг храма, святыни, человека, горы, места или даже самого себя. В индуистских храмах даже предусмотрены специальные проходы, чтобы люди могли выполнять эти передвижения вокруг них по часовой стрелке.

Цель таких круговых движений – сосредоточиться или очистить себя, или почтить объект поклонения.

Круговой обход настолько распространен, что встречается в культуре греков, римлян, друидов и индуистов. Обычно это связано с жертвоприношением или процессом очищения. Интересно то, что у всех этих культур направление движения всегда одно – по часовой стрелке!

Другие интересные сведения о вращении по часовой стрелке

Во время одного из моих занятий учитель танцев сказал мне, что детей изначально учат кружиться по часовой стрелке. Очевидно, для них это легче (хотя есть и исключения). Он сказал, что это хорошо известно среди учителей танцев – если нужно успокоить детей, заставьте их кружиться против часовой стрелки . А чтобы активизировать их – пусть кружатся по часовой!

Этот энергетический эффект – именно то, что люди испытывают, выполняя Ритуал № 1, по описаниям полковника Брэдфорда. Мне кажется, если ламы дали указание вращаться по часовой стрелке – то это так и должно быть!

Кто практикует вращение против часовой стрелки

Тем не менее, я знаком с некой Мариной, которая вращается против часовой стрелки, в связи с имеющимся у нее опасным для жизни состоянием здоровья, которое она пытается исправить. Она очень устремлена к удовлетворению потребностей своего тела, как Вы можете прочесть ниже:

"Согласно ци-гун и традиционной китайской медицине, движение по часовой стрелке ускоряет жизненные процессы путем повышения скорости движения чакр до первоначальной. Движение против часовой стрелки замедляет чакры. Большинство тех, кто практикует ритуалы, хотят ускорить чакры, замедлившиеся из-за возраста, веса и прочего, потому логично, что они вращаются по часовой стрелке. Тем не менее, однажды, во время утренней молитвы я поняла, что в моем случае ускорение чакр будет иметь только негативные последствия, так как чакра, влияющая на мои легкие, неспособна к ускорению! Таким образом, я начала вращаться против часовой стрелки, и вскоре заметила, что выполнять другие ритуалы стало легче!"

Подводя итог – пока не будут найдены документы или учителя, все попытки понять мотивы Ритуала № 1 будут только теоретическими. Следовательно, Вы должны делать то, что по личным ощущениям полезно для Вас!

Ребенок не хочет ходить в школу? Его интересуют только тренировки? Его не то что не привлекают школьные занятия, а он просто на отрез отказывается их посещать? Кто виноват и что делать? Разберемся с этими вопросами в нашей статье.

Только тренировки на уме

Школа сегодня является важным и обязательным элементом взросления любого человека. Но трудно найти хотя бы одного ребенка, который бы исключительно лестно отзывался о своем повседневном посещении этого заведения.

Зато спорт нередко становится любимым занятием для ребенка: его невозможно оторвать от спортивных новостей, все уши «прожужжал» про новую экипировку, на тренировки бежит с удовольствием и даже готов сходить на еще одну вместо школы. Итак, ребенок хочет ходить только на тренировки и не посещать школу. В чем же дело?

Какие бывают причины

Причин такой позиции может быть много. Но в первую очередь следует сказать, что если на тренировках у вашего юного спортсмена все отлично, там ему комфортно во всех отношениях - это хорошо!

А теперь про нелюбовь к школе. Каковы причины? Причины могут быть самыми обыденными.

Конфликт с учителем или со сверстниками

Если ребенка мучает конфликт, который он не может решить длительное время, то немудрено, почему он не хочет посещать место, из которого этот конфликт исходит. Будь то учитель или одноклассники - неважно: ребенок постоянно попадает в ситуацию непринятия. И его естественной реакцией на длительный неразрешенный конфликт является избегание.

Сами посудите, вы же не станете искать встречи с неприятным коллегой, который подставил вас перед начальником? Разве что решите потренировать на нем ваш коронный хук слева. Правда, конфликт это не разрешит.

Ваш ребенок безнадежно отстал от программы

И, конечно, ему некомфортна эта ситуация. Учителя ставят низкие оценки, ругают. Одноклассники смеются над простыми (по их мнению) ошибками и начинают относиться с меньшим уважением. Давит и осознание того, что его успеваемость неизбежно падает, и так он может не закончить школу. «Ну и не надо!» - думает юный спортсмен и отправляется туда, где он хорош - на тренировку.

Усталость

Надо сказать, эта причина является самой частой для детей, которые занимаются спортом серьезно. В какой-то момент количество и продолжительность тренировок растут, они становятся ежедневными и более тяжелыми. И ребенок устает. У него просто не хватает на все сил (физических и/или моральных). Так у ребенка появляется закономерное решение - снизить нагрузку за счет менее приоритетного (интересного) для него. А амбиции и серьезное отношение всех вокруг к его спортивным занятиям только подталкивают его к устойчивому нежеланию посещать школу и тратить на нее время и силы.

Сместился фокус внимания

Ребенок выбрал спорт в качестве профессии и судьбы. Да. Вы правильно поняли. Обычно такое случается с детьми постарше, которые в спорте уже не первый год. У них есть свои достижения и представления о том, чего они хотят добиться. Обычно это высокие цели, которые требуют полной отдачи. К тому же не стоит забывать, что их учат концентрироваться, стремиться, преодолевать, исключать все лишнее, соблюдать режим, отказываться от чего-либо ради спорта.

И здесь, даже если у ребенка в общем-то нет никаких проблем в общении и успеваемости в школе, он может изъявить желание отказаться от ее посещения. Ребенок просто не видит адекватных причин проделывать работу, которая не приведет его к желаемой цели. А также работу, которая «отвлекает» его.

Выясняем причину

Как вы уже поняли, причин много. А когда ваш ребенок спортсмен, их становится еще больше. В первую очередь следует выяснить эту самую причину у ребенка. Но помните, не стоит прибегать к наставлениям, ругать и запугивать свое чадо.

Вашей задачей является совершенно противоположная цель - вам нужен доверительный разговор. И это, конечно, идеальное развитие событий, если ребенок расскажет обо всем сам. Так решить проблему будет проще. Но часто дети (особенно старшего возраста) не спешат откровенничать с родителями. Переходный возраст, а, возможно, и просто стиль общения в семье, рождают в голове ребенка мысль: родители не поймут и не помогут.

Что же делать? В такой ситуации необходимо связаться со школьным окружением вашего ребенка: с учителями и, если возможно, с родителями одноклассников. Ваша задача - выяснить наличие конфликтов. Всегда старайтесь быть на связи с учителями и родителями одноклассников. Учителя видят детей каждый день на протяжении длительного времени и знают, что происходит в школьном коллективе. А родители одноклассников нередко в курсе того, что дети думают и говорят о вашем ребенке. И это может послужить хорошим источником информации для вас.

Если ваши попытки выяснить причину не заканчиваются успехом, то не бойтесь обратиться к . Специалист найдет «ключик» к душе ребенка и поможет добиться оптимального решения проблемы.

Действуем

Вам самостоятельно удалось выяснить источник проблемы? Нужно действовать!

  1. Если имеет место конфликт, то здесь ответ очевиден - конфликт нужно разрешить. И ваша помощь здесь необходима. Делайте все, чтобы ребенку было психологически комфортно находиться в школе. Обязательно прибегните к помощи учителей и родителей одноклассников.
  2. Если у ребенка катастрофически снизилась успеваемость и он чувствует себя неудачником, то запаситесь терпением, временем и финансами. Во-первых, ребенку срочно нужны репетиторы. Их задача выяснить истинный уровень знаний вашего спортсмена и работать над тем, чтобы догнать программу. А во-вторых, ваш ребенок сейчас как никогда нуждается в вашей поддержке и понимании. Не важно, что послужило причиной тому, что ваш ребенок отстал. Важно, чтобы вы предоставили ему ту помощь, в которой он нуждался гораздо раньше. И не стоит лишать его тренировок, а то наверстывать придется еще больше.
  3. Если причиной послужила усталость, то это явный признак того, что пора пересмотреть режим вашего будущего чемпиона. Особое внимание следует уделить наличию отдыха от нагрузок. Вы даже можете позволить ему отказаться от похода в школу пару дней в месяц, чтобы у ребенка была возможность самостоятельно регулировать свою загруженность в зависимости от самочувствия.
  4. И последнее - ребенок сделал выбор. Что ж, не исключено, что перед вами настоящий будущий чемпион. И отнеситесь к этому серьезно. Ведь это настоящее решение, очень серьезное решение, которое принял ваш ребенок. Ни в коем случае не пытайтесь ему рассказывать о том, что чемпионом он может и не стать. Нет, нет и еще раз нет. Неверие родителей убивает надежду, а, значит, и долю стремления, которой как раз может не хватить. Лучше поговорите со своим чадом о том, что будет после спорта, после всех его наград, побед и чествований. Обсудите биографии великих спортсменов. Ведь все мы знаем - путь профессионального спортсмена недолог. А впереди вся жизнь! А значит, вашему ребенку пригодятся школьные знания, чтобы продолжить жить достойно и после окончания блистательной спортивной карьеры.

Кстати, хорошим вариантом в двух последних случаях может стать уход на домашнее обучение. Сегодня он для многих становится приоритетным по разным причинам. И такой вариант не является менее серьезным и воспринимается современными вузами как норма. В случае ребенка-спортсмена это поможет сэкономить часть времени, которое так необходимо для его достижений.

Однако есть и особенности, о которых следует знать. Ребенку самостоятельно придется изучать материал. С одной стороны, это дисциплинирует, но с другой, может привести и к новым проблемам. Родителям, решившимся на такой шаг, следует понимать, что от них потребуется больше времени на контроль домашнего обучения, а также оказание своевременной помощи. Кроме того, следует понимать, что, вероятно, потребуется привлекать репетиторов для успешного освоения программы.

Заключение

Думаю, у многих (если не у всех) детей есть мечта - не ходить в школу. Помню, и автору этой статьи не очень-то хотелось. Меня, правда, увлекало рисование, а не спорт. Но это неважно. А важно то, что всегда нужно видеть вашего ребенка, видеть, кто он по своей сути. И верить в его потенциал. И помогать. А его глупые поступки, неудачи или недальновидные решения всегда можно исправить.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!