Конспект занятия в старшей группе ДОУ. Олимпийские зимние виды спорта

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Олимпийские зимние виды спорта"

Предварительная работа.
1. Беседа с детьми о зиме, о зимних видах спорта и зимних забавах;
2. Беседа о зимних Олимпийских играх;
3. Введение понятия «талисман Олимпийских игр»;
4. Введение новой лексики (Лыжник – лыжи - лыжные гонки; фигурист – коньки - фигурное катание; хоккеист – клюшка - хоккей; слалом, биатлонист – винтовка - биатлон)
5. Знакомство с талисманами зимних Олимпийских игр в Сочи.

Цель занятия : расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта.

Задачи :
Образовательные. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта; учить устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года
Развивающие. Развивать непроизвольную память, внимание, логическое мышление; формировать навыка работы в коллективе, в парах и подгруппах; развить навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме.
Воспитательные. Приобщать детей к традициям большого спорта; формировать уважительное отношение друг к другу.
Активизировать словарь за счет слов : олимпиада, инвентарь, лыжник, лыжня, хоккеист, слаломист, фигурист, винтовка.
Оборудование :
глобус, телевизор, видеопроигрыватель, диск с видеороликом «Ванкувер», дидактический материал С. Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта», фотографии, натуральный спортивный инвентарь (детские коньки, детские клюшки, шайба, ворота и др.), бумажные салфетки, наборы для выкладывания «По порядку становись», картина - загадка «Кого не хватает?», иллюстрации талисманов Олимпиады - 2014, эмблема олимпийских игр, спортивный инвентарь и одежда из бумаги для талисманов, карточки для выполнения индивидуальных заданий «Найди пару».

Ход занятия

1. Организационный момент .
Организация внимания детей. Приветствие. Звучит мелодия «Гимн сочинской олимпиаде».
Воспитатель. Ребята, в 2014 году в Сочи проводилась зимняя Олимпиада. К нам приезжало много спортсменов. Спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться и определить кто самый сильный, кто самый смелый, кто самый быстрый и ловкий.
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать - это награда!
Победить же может любой!

Воспитатель . Ребята, вы знаете, что у олимпиады есть своя эмблема?
Дети. Да, это разноцветные кольца, которые переплетаются друг с другом. Воспитатель. Посмотрите на эмблему современных Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему). Это пять олимпийских колец, которые обозначают пять континентов.
Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов.
Голубое кольцо - Европа
Желтое кольцо - Азия
Черное кольцо - Африка
Зеленое кольцо - Австралия
Красное кольцо - Америка
Воспитатель . Давайте вместе с вами найдем эти континенты на глобусе. (Дети работают с глобусом.)

Воспитатель . На соревнованиях спортсменам помогают веселые талисманы.

2. Повторение пройденного материала.
- Какие талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи вы знаете?
Дети. Маша – Зайка, Ваня – Леопард, Аким – Медведь.
Задание на развитие логического мышления.
На доску вывешивается карточка с заданием «Кого не хватает? ».
– Посмотрите на картинку - загадку и скажите, какого талисмана не хватает Дети. Не хватает зайчика!

3. Обобщение нового материала с использованием видео слайдов .
- Ребята, давайте посмотрим, как спортсмены всего мира соревнуются на Олимпиаде. Обратите внимание на разнообразие видов спорта, одежду, на то, что спортсмены держат в руках, и какая обувь одета на ноги.
Просмотр видеоролика «Ванкувер» о зимних видах спорта.
Воспитатель. Какие виды спорта вы отметили, просмотрев видеоролик?
Дети. Славик – Я увидел хоккеистов, мне нравится хоккей! Влада – Фигурное катание, фигуристки очень красивые! Ростик – Биатлон, в этом спорте нужна винтовка.
Воспитатель. В какое время года можно заниматься этими видами спорта? Дети. Это зимние виды спорта, поэтому ими занимаются зимой.
Воспитатель. Вы обратили внимание на одежду спортсменов? Что вы можете о ней сказать? Она теплая или холодная?
Дети. Она теплая.

Воспитатель . А из каких тканей сшита одежда, из ярких или тусклых?
Дети. Из ярких, вся одежда олимпийцев яркая.
Воспитатель . Правильно, ребята. А ещё, у каждой команды форма отличается по цвету.
Воспитатель . А что у спортсменов в руках и на ногах?
Дети. Коньки, лыжи, палки, клюшка, сани, винтовка и др.
Опрос детей с опорой на иллюстрации (дидактический материал С. Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта»), вывешенные на доску.
Воспитатель . Всё это называется инвентарь. Повторите «ин-вен-тарь».
Воспитатель . Как вы думаете, как называют человека, у которого на ногах надеты лыжи?
Дети. Лыжник
Воспитател ь. Каким видом спорта занимается лыжник.
Дети. Лыжные гонки, слалом.
Воспитатель . А что вы можете рассказать о человеке с коньками на ногах? Как называют человека, у которого на ногах надеты коньки?
Дети. Этот человек хоккеист или фигурист.
Воспитатель . Что вы можете рассказать о фигуристе?
Дети. Фигурист занимается фигурным катанием. Есть женское катание, есть мужское, а есть парное.
Воспитатель . А чем отличается хоккеист от фигуриста?
Дети. У хоккеиста в руках клюшка, ей он закидывает шайбу в ворота.
Воспитатель . Как называется спортсмен, который занимается биатлоном?
Дети. Он называется биатлонист.
Воспитатель . Каким видом спорта занимается биатлонист?
Дети. Он занимается биатлоном.
Воспитатель . Ребята, как вы думаете, зачем люди занимаются физкультурой и спортом?
Дети. Аким – Спортом заниматься интересно. Альбина – Физкультурой занимаются для того, чтобы быть здоровым и красивым. Максим – Спортом занимаются, чтобы не болеть.
Воспитатель . Правильно, ребята! Физкультура и спорт укрепляют здоровье человека.

Подвижная игра «Хоккей»
Воспитатель . Ребята, хоккей – это олимпийский вид спорта. Кто из вас помнит, как играют в хоккей, какие правила нужно соблюдать в этой игре?
Воспитатель помогает вспомнить правила игры.
Дети. Нужно взять две команды, двое ворот, шайбу, поставить вратарей и попытаться забить гол другой команде.
Воспитатель . Ребята, а что может объединить людей в этой игре?
Дети. Дружба, уважение к другим членам команды.
Воспитатель . Кто хочет сейчас поиграть в игру «Хоккей»? Разбирайте клюшки! На воротах будет стоять …. Не забывайте о дружбе и уважении соперника! Начинаем по свистку!
После окончания игры (2-3 гола) похвалить всех детей, отметить, что они - дружная команда!
Воспитатель . А теперь, сильные спортсмены, присаживайтесь на свои места.

4. Закрепление нового материала .
Индивидуальная работа по фотографиям
- У вас на столах лежат фотографии спортсменов. Вам нужно внимательно посмотреть и составить небольшой рассказ о зимнем виде спорта, изображенном на фотографии. Как называют спортсмена, занимающегося этим видом спорта, что ему необходимо для занятий спортом, какой нужен инвентарь?
Дети. Саша – Я хочу рассказать вам о биатлоне. В этом виде спорта главный спортсмен – биатлонист. У него на ногах лыжи, в руках палки, а за спиной ружьё. Главная задача биатлониста – добежать на лыжах до мишени, выстрелить в неё и не промахнуться.
Дарья – Фигурное катание - мой любимый вид спорта, поэтому я расскажу про него. Фигурист должен уметь хорошо кататься на коньках, танцевать под музыку и внимательно слушать своего тренера. Тренер подсказывает фигуристу, как выполнять разные фигуры.
Ваня – А я расскажу о хоккее. В хоккей играют очень смелые игроки, они должны уметь кататься на коньках. Для игры им нужна клюшка и шайба. Клюшкой хоккеист забрасывает шайбу в ворота. А вратарь караулит шайбу! Он должен её поймать. Это интересная игра, мы с папой любим её смотреть по телевизору.
После ответа дети вывешивают фотографии на магнитную доску.
Воспитатель . Посмотрите, как много у нас спортсменов. Какие интересные рассказы составили ребята. А чей рассказ вам понравился больше всего?
Дети. Все рассказы были интересными!
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель . А сейчас я предлагаю вам игру «Найди пару». Посмотрите внимательно на картинки: с одной стороны вы видите спортсменов, а с другой – сказочного героя, принесшего необходимый инвентарь спортсмену. Сказочные герои что-то напутали и принесли фигуристам – винтовку, саночнику – клюшку и т. д. помогите им, ребята. Вы должны определить, что нужно каждому спортсмену (какой инвентарь) и соединить карандашом соответствующие картинки.
Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник - лыжи, хоккей - клюшка, фигурист – коньки и др.
Воспитатель хвалит всех детей. Помогает исправить ошибки, если они есть.

Дидактическая игра «Построй команду по росту».
Работа детей в парах.
Воспитатель . Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание парами. В коробках на столах лежат фигурки спортсменов. Предлагаю каждой паре «построить по росту» команду спортсменов. Нужно разместить изображения спортсменов в порядке возрастания. От самого маленького до самого высокого.
Похвалить всех детей. Помочь исправить ошибки.

Пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Воспитатель . В какую игру дети любят играть, когда выпадает снег? (в снежки).
Хором декламируется стих «Снежок» с выполнением движений (повторяется 2-3 раза).
Снег глубокий я найду Шагают по кругу, высоко поднимая колени.
И слеплю снежочек. Имитируют движение «лепка снежка»
Вот сейчас я попаду. Имитация движения «прицеливание»
Берегись, дружочек! Имитация движения «метание снежка»
Воспитатель . Мы тоже поиграем в снежки. Раз у нас сейчас нет снега, то мы его сделаем сами из салфеток. (Раздаются белые бумажные салфетки в развернутом виде). Это у нас большие хлопья снега. Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на них, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот, чтобы они у нас слегка взлетали, но не отпускайте их.
Дети дуют на салфетки несколько раз медленно, затем быстро и резко выдыхая.
Воспитатель . А теперь сделаем из них снежки! Сожмите салфетку ладошками и «слепите» снежок круговыми движениями, как я. (Показ детям) У всех получилось?
Воспитатель . Молодцы. Положите на ладошку и подуйте на свой снежок.
-Воспитатель . Что происходит со снежком?
Дети. Снежок улетает с ладошки.
Воспитатель . Почему улетает снежок?
Дети. Потому что он легкий, ведь он из салфетки.
Воспитатель . Какие они у нас легкие получились! Замечательные снежки! Поднимайте свои снежки, мы соберем их в корзинку и отнесем нашим талисманам.

Дидактическая игра «Одень талисман».
Три изображения талисманов прикреплены на доске. Группа детей разбивается на три команды. Для ребят в одной коробке лежит одежда и инвентарь для талисманов-спортсменов.
Воспитатель. Итак, первая команда (называются имена членов команд) будет собирать Зайку к участию в соревнованиях по фигурному катанию, вторая – Белого Мишку к соревнованиям по лыжным гонкам, Леопарда – к соревнованиям по хоккею.
При необходимости детям оказывается помощь.
Воспитатель . Что мы наденем на Зайку?
Дети. Саша – вот это блестящее платье.
Ира – нужно ещё коньки на ножки надеть.
Воспитатель . Хорошо, на ноги – коньки. Обязательно спортивное платье! Хорошая Зайка-фигуристка получилась!
Подобным образом «одеваются» все игрушки-талисманы.

5. Подведение итогов .
Воспитатель . Подводя итоги нашего занятия о зимних видах спорта, я увидела, что все вы любите спорт и знаете многое о нем. Давайте ещё разок вспомним, что мы знаем о спорте.
Воспитатель . Какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети. Мы знаем хоккей, фигурное катание, биатлон, слалом.
Воспитатель . Какой инвентарь нужен спортсменам?
Дети. Фигуристам и хоккеистам нужны коньки, ещё хоккеистам нужна клюшка, а слаломистам, биатлонистам и лыжникам нужны лыжи и палки.
Воспитатель . А вы бы хотели заниматься спортом?
Дети. Да, мы тоже хотим заниматься спортом.
Воспитатель . Каким?
Дети. Саша – я хочу заниматься хоккеем.
Влада – А мне нравится фигурное катание, я бы тоже хотела научиться так красиво кататься на коньках.
Ребенок. Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.

Воспитатель . Какой вид спорта зимних Олимпийских игр вам понравился?
Дети. Нам понравились все виды спорта, в которых будут участвовать наши российские спортсмены на олимпиаде.
Воспитатель . Теперь вы многое знаете о зимних видах спорта. Мы с вами знаем лишь о некоторых из них. На следующем занятии я расскажу вам не менее увлекательный рассказ о других видах спорта, в которых выступали наши спортсмены на сочинской олимпиаде.

Классный час «Зимние виды спорта»

Класс: 4

ОО: МБОУ СОШ №2 г. Ак-Довурака

УМК: Школа России

Задачи: обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников; формировать потребность в здоровом образе жизни.
Предварительная работа: знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки)

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, слайды о зимних видах спорта.

Ход урока.

1.Организационный момент.
2.Тема.
Учитель: Отгадайте-ка загадку:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Зимой)
Учитель: А как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются зимой?.
Тема нашего классного часа -зимние виды спорта.

3.Рассказ учителя.

Учитель : Прежде чем мы начнем рассказ о зимних видах спорта на Олимпийских играх, мне хотелось бы рассказать о истории возникновения Олимпийских игр.

Идея проведения Олимпийских игр очень древняя и уходит корнями в греческую мифологию. Принято считать, что первые игры состоялись в 776 году до новой эры и были организованы в честь бога Зевса в почитаемом греками святилище Олимпия, расположенном в западной части Пелопоннесского полуострова. До наших дней дошло имя первого победителя Олимпиады. Им стал атлет из города Элиды Короибос. В Древней Греции олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а победители награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Возрождением Олимпийских игр мы обязаны французскому энтузиасту, большому поклоннику спорта Пьеру де Кубертену, благодаря многолетним усилиям которого 23 июня 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК).

Эта организация и по сей день является высшим руководящим органом олимпийского движения. Первые Всемирные соревнования, аналогичные древнегреческим Олимпийским играм, прошли в 1896 году в

Афинах. В программе Игр I Олимпиады было 9 видов спорта. Соревнования решено было проводить по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, поднятию тяжестей, борьбе, стрельбе, фехтованию, велосипедным гонкам и теннису. С этого момента Олимпийские игры стали главным международным спортивным событием. Они проходили в самых разных городах мира, в том числе и в Москве в 1980
4.Презентация видов спорта.(сопровождается слайдами.)
1 ученик : Лыжный спорт - одно из самых популярных занятий в мире.

Лыжи - это средство, облегчающее передвижение по снегу. Они появились еще до начала нашей эры. Самая древняя лыжа, сделанная 4300 лет назад, обнаружена в 1982 году А.М. Микляевым в Псковской области.

Первые "лыжи" назывались снегоступы, или ступающие лыжи. В процессе использования они изменялись и постепенно приняли форму современных лыж.

Найденная при археологических раскопках в Новгороде (1953г.) лыжа, относящаяся к первой половине XVIII в., по конструкции похожа на современные охотничьи и бытовые лыжи: длина ее 1 м 92см, ширина 8см, передний конец лыжи заострен, загнут вверх, грузовая площадка толщиной 3см имеет поперечное горизонтальное отверстие для носового ремня.

В последнее время спорт начал развиваться очень быстро. Лыжный спорт - это также лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт, фристайл. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Спортивные соревнования – это индивидуальные поединки или соревнования команд, и, прежде всего, демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления тренера. Эти виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр, что стимулирует систематические занятия, рост спортивных достижений лыжников и популярность этого вида спорта.
Учитель:
Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лежа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовётся … (Биатлон)
2 ученик: Биатлон возник в результате соревнований, связанных с гонками на лыжах и стрельбой, проводимых на протяжении многих лет в нашей стране и за рубежом.

Первые соревнования в передвижении на лыжах со стрельбой были проведены в 1767г. в Норвегии. В числе трех номеров программы 2 приза предусматривались для лыжников, которые во время спуска со склона средней крутизны попадут из ружья в определенную цель на расстоянии 40-50 шагов. Несмотря на столь ранее зарождение, биатлон не получил распространения в других странах.

Развитие биатлона в современном виде началось только в начале XX столетия. В 20-30-е годы, военизированные соревнования на лыжах были широко распространены в частях Красной Армии. Спортсмены проходили дистанцию 50км с полной боевой выкладкой, преодолевая различные препятствия. Впоследствии военизированные гонки на лыжах с оружием видоизменялись, все больше приближаясь к спортивным соревнованиям. Так, появились гонки патрулей, состоящие из командной гонки на 30км с оружием и стрельбой на финише.

Учитель:
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется..(.сноуборд)

3 ученик: Название вида спорта сноубординг происходит от английского snowboarding, т.е. от snowboard - лыжная доска. Это вид лыжного спорта заключающийся в спуске по снежному склону на широкой окантованной лыже на которой крепления для ног устанавливаются поперек линии движения, а также в выполнении акробатических элементов на специальной полуовальной трассе - полутрубе.

Сноубординг возник в 1960-е годы, когда американский слаломист Джей Бартон продемонстрировал спуск по склону на изобретенной им лыжной доске - сноуборде, которым сразу же заинтересовались лыжные фабриканты.

Была создана профессиональная международная федерация - ИСФ.

Стали проводиться соревнования с присвоением победителям титулов чемпионов мира. Но только в 1995 году был учрежден в рамках Международной федерации лыжного спорта - ФИС, технический комитет по сноубордингу.

В 1996 году был проведен первый чемпионат мира.

В программе сноубординга - два вида состязаний: одно из них проводится на обычном снежном склоне, в него входят разновидности слалома и слалома-гиганта; для второго требуется специальное сооружение - желоб, напоминающий разрезанный вдоль цилиндр. По этой аналогии состязания носят название "хаф-пайп" от английского half-pipe - полутруба. В "хаф-пайпе" спортсмен скатывается сверху вниз по своеобразной синусоиде от одного среза полутрубы к другому, совершая на ее краях прыжки-перевороты. Судьи оценивают сложность и технику выполнения прыжков.

Соревнования проводятся в пяти спортивных дисциплинах: слалом-гигант, параллельный слалом-г игант, комбинации - слалом и параллельный слалом, слалом в полутрубе.
Учитель:
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)

4 ученик: Лыжные гонки стали проводиться в скандинавских странах во второй половине XVIII века, а первые официальные соревнования в этом виде спорта состоялись в Норвегии в 1767 году.

В 1920-30-е годы советские гонщики неоднократно выступали на международных соревнованиях.

На I зимней Олимпиаде в Шамони в 1924 году одновременно с олимпийскими наградами победителям и призерам были вручены медали чемпионата мира, что впоследствии стало традицией для всех олимпийских состязаний лыжников. Первоначально чемпионаты мира проводились ежегодно, затем, начиная с 1950 года, ФИС установила четырехлетний цикл - четные "неолимпийские" годы, а с 1985 года - двухлетний - нечетные годы.

В 1954 году впервые приняли участие в чемпионате мира в Фалуне, Швеция, где по две золотые медали завоевали Владимир Кузин в гонках на 30 и 50 км и Любовь Козырева в гонке на 10 км и эстафете.

Наибольших успехов в лыжных гонках добивались спортсмены скандинавских стран и СССР (России).
Учитель:
Словно чудо – исполин
Среди гор стоит трамплин!

Это дивная картина –
Когда прыгают с трамплина!

Спуск с него – путь до прыжка.
Планка очень высока!

Совершив прыжок такой
(Восемь метров над землёй),
В воздухе спортсмен парит.
Сотню метров он летит,
Прежде чем земли коснётся.
Как такое удаётся?

Тренировки и отвага
Абсолютно всем на благо.(прыжки с трамплина)

5 ученик: Прыжки с трамплина зародились в Норвегии в конце XIX века.

В большинстве норвежских городов стали строить сначала насыпные земляные трамплины, потом деревянные и из металлоконструкций.

В 1897 году, вблизи Осло, состоялись первые официальные состязания прыгунов,

В России первые официальные соревнования прыгунов с трамплина состоялись в 1906 году вблизи Петербурга.

Параллельно с прыжками развивалось и двоеборье.

В 1924 году в Международной федерации лыжного спорта, ФИС, был создан технический комитет по этим дисциплинам, тогда же прыжки и двоеборье были включены в программу зимних Олимпиад и чемпионатов мира.

Начальный период развития прыжков с трамплина и лыжного спорта вообще, было временем лыжников-универсалов. Среди них наиболее известны норвежцы Турлейф Хауг и Юхан Греттумсбротен, с большим успехом выступавшие как на дистанциях гонок, так и на трамплине. Они передали победную эстафету своему земляку и достойному преемнику прыгуну Биргеру Рууду. Он на протяжении 18 лет, в период 1930-1948 годы доминировал в этом виде спорта. Биргер Рууд стал обладателем двух золотых олимпийских медалей и трех на чемпионатах мира. Его достижение смог превзойти в 1980-х годах лишь финский спортсмен Матти Нюканен - четырехкратный олимпийский чемпион и четырехкратный победитель Кубка мира.
Учитель:
Про этот спорт
Я много слышал:
Воздушный акробат
На лыжах. (Фристайл)

6 ученик: История возникновения и развития фристайла начинается с середины XX века, когда в некоторых странах Центральной Европы горнолыжники стали увлекаться соревнованием не только в скорости спуска по склонам, но и в красоте выполняемых при этом движений, поворотов и других технических элементов, а также довольно сложных акробатических упражнений.

Родоначальниками фристайла были горнолыжники, которым не хватало остроты ощущений на трассах и дисциплины в исполнении технических приемов слалома. Так, одного из сильнейших могулистов 1990-х годов, олимпийского чемпиона француза Эдгара Гроспирона отчислили из команды горнолыжников за бесперспективность. Его привычка спускаться по склону с плотно сжатыми коленями больше соответствовала новому виду спорта - фристайлу.

Увлечение фристайлом, возникшее в Европе и США в начале 1970-х годов, за короткое время охватило весь лыжный мир. Повсюду начались самодеятельные местные соревнования, когда же их ранг возрос до уровня национальных чемпионатов и международных турниров, то возникла необходимость в унифицированных правилах. Как вид спорта фристайл впервые серьезно заявил о себе в 1966 году, когда в США в городе Аттиташ, штат Нью-Гэмпшир, были проведены крупные соревнования фристайлистов. В дальнейшем соревнования по фристайлу стали проводиться все чаще с участием спортсменов Швейцарии, ФРГ, Италии, Австрии, США, Канады, Франции и других стран Европы и Америки
Учитель:
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.

7 ученик: Скоростной бег на коньках имеет очень древнюю историю. Сведения о первых забегах голландцев на коньках по замерзшим каналам страны относятся к XIII веку. В середине XVI века состязания в беге на коньках начали проводиться в скандинавских странах. В 1676 году состоялись первые соревнования конькобежцев в Нидерландах.

Как вид спорта скоростной бег на коньках получил развитие во второй половине XIX века.

В 1867 году были проведены первые официальные соревнования конькобежцев в Норвегии, которые организовал "Христиания скёйте-клуб". Этот вид спорта получил широкое распространение в различных странах Европы, в 70-е годы XIX века стали проводиться национальные чемпионаты. В начале 80-х годов прошлого столетия норвежцы К. Вернер и А. Паульсен сконструировали спортивные беговые коньки.

В 1889 году в Амстердаме, Нидерланды, состоялся первый чемпионат мира среди конькобежцев.

В 1892 году был образован Международный союз конькобежцев ISU - ИСУ. Он объявил соревнования, состоявшиеся в 1889 году в Амстердаме, профессиональными и провел в 1893 году, в Амстердаме, первый официальный чемпионат мира, который выиграл Яап Эден из Нидерландов. Уже в те времена в программу таких соревнований входили четыре дистанции, на долгие годы ставшие классическими в этом виде спорта, - 500, 1500, 5000 и 10 000 м. Однако условия для завоевания звания чемпиона мира тогда отличались от принятых позднее правил классического многоборья. До 1908 года для того чтобы получить титул чемпиона мира, нужно было выиграть соревнования не менее чем на трех дистанциях из четырех. В связи с такими правилами в 1894 году, 1902 году, 1903 году, 1906 году и 1907 году победители чемпионатов мира выявлены не были.

Соревнования по скоростному бегу на коньках проводились - и ныне проводятся - по замкнутой дорожке, состоящей из двух прямых и двух поворотов. Классическая длина такой дорожки - 400 м. Участвующие в соревнованиях конькобежцы бегут парами.
Учитель:
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется

8 ученик: Фигурное катание на коньках, в далеких от его современной спортивной интерпретации формах, было известно еще в XVI веке в Нидерландах. Однако только лишь спустя три столетия, в середине XIX века, оно превратилось в один из видов спорта и завоевало популярность, как в ряде европейских стран, так и в Северной Америке, в США и Канаде.

Американец Эдвард Бушнелл из Филадельфии в 1850 году ввел специальные коньки со стальными лезвиями, что позволило фигуристам исполнять различные повороты и вращение на льду.

Другой американец, балетмейстер Джексон Хейнес, живший в 60-е годы XIX века в Вене, добавил в фигурное катание на коньках элементы из балета и танцев.

Первые соревнования по фигурному катанию на коньках, включавшие исполнение как обязательных фигур, так и произвольной программы, в сопровождении оркестра, состоялись в Вене в 1872 году.

После того, как в 1892 году был образован Международный союз конькобежцев ИСУ, в сферу его деятельности, наряду со скоростным бегом на коньках, вошло и фигурное катание.

Под эгидой ИСУ начали проводиться ежегодные чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках. Первый из них состоялся в 1896 году в столице России Санкт-Петербурге, причем в программу входили только соревнования в одиночном катании среди мужчин.

Женщины-фигуристки впервые разыграли награды чемпионата мира в одиночном катании в 1906 году в швейцарском городе Давосе.

Первые чемпионаты мира в парном катании были проведены в 1908 году в Санкт –Петербурге.
Учитель:
Дома нам не усидеть,
Через день пришли смотреть
На стремительных спортсменов:
Станем мы за них "болеть".
Только видим всё иное:
В санки сели сразу двое!
И давай за лёд цепляться –
Разгоняться, разгоняться!..
Резко на спину легли!
Санки – эх, как понесли!
Седоки – нога к ноге –
Прямо, влево, по дуге!
А затем вираж крутой,
Вниз почти что головой,
И на финиш вылетают!
– Наши! Наши побеждают!
Шум с трибун разносит эхо:
– В Сочи ждём от вас успеха!
Потому что наш курорт
Обожает... (санный спорт)!

9.ученик: Санный спорт представляет собой соревнование в скоростном спуске на спортивных санях по специальным трассам - ледовым желобам на железобетонном или деревянном основании с различными поворотами и виражами. Скорость саней при спуске по трассе часто превышает 100, 110, а нередко и 120 км/ч.

Спуск с гор на тобоггане - бесполезных деревянных санях, распространенных среди канадских индейцев, - прародитель одного из старейших зимних видов спорта. В литературе его появление относят к XVI веку. Сведения о спортивных состязаниях саночников датируются серединой XIX века, когда британские туристы в Швейцарских Альпах начали спускаться на санях по заснеженным горным склонам. В 1883 году в Давосе, швейцарском горном курорте, состоялись первые международные состязания саночников.

Известны различные варианты саней для скоростного спуска с гор по специальным трассам. Один из этих вариантов - скелетон, представляющий собой сани со стальными полозьями и утяжеленной рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперед в направлении движения, лицом вниз, используя для управления санями специальные шипы на ботинках. Первые сани-скелетон были сконструированы в 1887 году в Санкт-Морице, Швейцария. Соревнования по спуску с гор на скелетоне стали проводиться в Креста-Ран вблизи Санкт-Морица.

Другой вариант, также предназначенный для скоростного спуска с гор по специальным трассам и тоже не имеющий рулевого управления, отличается тем, что спортсмен на санях лежит на спине, ногами вперед, и управляет движением за счет изменения нагрузки на полозья саней - либо натягивая ремень, прикрепленный к передним ланжеронам, либо надавливая на них ногами.

Первые спортивные сани были созданы в 1889 году в Германии.
Учитель:
Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По жёлобу съезжают? (Бобслей)

10 ученик : Название зимнего вида спорта происходит от английского bobsleigh.

Представляет собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобслеях.

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней было различным - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек. С начала XX в. в соревнованиях по бобслею участвуют только мужчины. Первые в мире особые сани - "боб" были сконструированы в 1904 году.

Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта. В Австрии они проводятся с 1908 года, а в Германии - с 1910 года.

Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом.

Используют двухместные - двойка, бобслеи. Их длина не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг.

Используют четырехместные - четверка бобслеи. Их длина не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами, минимального радиуса 8м, а перепад высот от 130 до 150 м.
Учитель:
Я на санках вниз лечу
Головой вперёд.
От восторга я кричу.
Что это за спорт?

Камни мы по льду катаем,
В дом упорно загоняем.
Вам уже сказать пора:
Что же это за игра? (керлинг)

11 ученик Название зимнего вида спорта кёрлинг происходит от английского curling, т.е. curl - крутить. Кёрлинг - разновидность игры в кегли на льду.

Впервые кёрлинг появился в XIV веке в Шотландии. Затем он распространился в различных странах Европы и Америки. Более двухсот лет назад стали проводиться первые соревнования по кёрлингу. В XIX веке возникло несколько разновидностей этого вида спорта - шотландский, немецкий и швейцарский кёрлинг. По существу разновидности чем отличались друг от друга.

Современный кёрлинг - спортивная игра, в которой противоборствующие команды, по 4 человека в каждой, стремятся попасть пущенной битой, диск с рукояткой массой 20 кг и размером 30 х 40 см, в вычерченную на льду мишень. Линия броска биты находится на расстоянии около 31 м от мишени.

Цель игры - попасть битой в мишень, вытолкнув из нее биту соперника.

Международная федерация кёрлинга - ФИК, была основана в 1950 году. По состоянию на 1998 год объединяет 31 национальную федерации
Учитель:
Там сегодня будет жарко,
Не смотря, что лед кругом;
Две команды будут «драться»,-
Из-за шайбы, все бегом. (хоккей.)

12. Ученик : Хоккей с шайбой возник в 60-е годы XIX века в Канаде, как вариант хоккея-бенди, популярный в ряде стран Европы хоккей с мячом, но с меньшим количеством игроков в командах, меньшими размерами площадки для игры и, главное, с использованием вместо мяча деревянного, а позднее резинового плоского диска - шайбы, тогда он назывался "шинни".

Такая разновидность хоккея на льду, вначале в командах было по девять игроков, стала весьма популярной среди канадских студентов.

В 1879 году студенты университета Мак-Гилла в Монреале У. Робертсон и Р. Смит разработали первые правила этой спортивной игры, несколько отличавшиеся от тех, в соответствии с которыми в хоккей играют в настоящее время. В частности, тогда в каждой команде на площадке могло находиться по семь игроков, а также немного более жестким, чем сейчас, было определение положения "вне игры".

Довольно быстро хоккей с шайбой стал в Канаде воистину национальным видом спорта. В 1890 году была создана хоккейная ассоциация, объединяющая клубы, которые культивировали эти виды спорта.

К концу последнего десятилетия XIX века в Канаде насчитывалось уже более шестидесяти таких клубов. Регулярные соревнования по хоккею с шайбой в те годы стали проводиться не только в Канаде, но и в США.

В 1894 году, генерал-губернатор Канады лорд Стэнли оф Престон, учредил кубок для соревнований по хоккею с шайбой. Вначале Кубок Стэнли, так его стали называть, был высшим призом в любительском хоккее Канады, затем стал вручаться в этой стране лучшей хоккейной команде независимо от ее статуса. Позднее, с появлением профессиональных хоккейных команд, Кубок Стэнли стал высшим призом профессиональных хоккея, оспариваемым командами из разных городов Канады и США, входящими в Национальную хоккейную лигу NHL - НХЛ.

В начале XX века, хоккей с шайбой получает распространение и в ряде европейских стран, куда его завезли канадские студенты, обучавшиеся в Европе.
5. Физкультурная минутка.
1. Мы на лыжах в лес идем,
Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм.
Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит
вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
6.Творческая работа.
Учитель:
- Ребята. какие талисманы Олимпийских игр вы знаете?
Задание «Нарисовать талисман школьной зимней олимпиады.
7. Подведение итогов.
- Молодцы!
- Какие зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей)
- Какой инвентарь нужен спортсменам? (ответы детей)
- А вы бы хотели заниматься спортом? (ответы детей)
- Каким? (ответы детей)
- Какой вид спорта зимних Олимпийских игр вам понравился? (ответы детей)

Татьяна Гетманская
Конспект НОД в старшей группе «Зимние виды спорта»

Конспект ООД в старшей группе : «Зимние виды спорта » .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.

Цель : расширить знания детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта , вызвать у детей желание заниматься спортом .

Задачи :

Образовательные : уточнить знания детей о зимних видах спорта . Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами . Пробудить интерес к физической культуре и спорту . Научить ребенка различать виды спорта , разгадывая загадки о спорте .

Развивающие : способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания.

Воспитательные : формировать у детей потребность в двигательной активности; дать представления о важности, пользе занятиями спортом для здоровья .

Предварительная работа : Рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте , беседы о зимних видах спорта , о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы : рассказ Н. Н. Носов «Наш каток» ; стихотворения : Е. Алленова «Зимние забавы » ; Агния Барто «Зарядка» ; Л. М. Квитко : «На катке» , «На санках» , «Бегуны» , «Лыжники» .

Материалы и оборудование : ноутбук, доска, проектор, презентация «Зимние виды спорта » , разрезные карточки : «Спортивный инвентарь » ,карточки спортсменов зимних видов спорта .

Ход ООД:

Воспитатель : - Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура» , «спорт » . Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?Ответы детей. (Физкультурой могут заниматься все и каждый день. А спортом занимаются самые сильнее, крепкие и здоровые люди.)

Воспитатель :что необходимо делать, чтобы стать спортсменом ? (зарядку, тренироваться каждый день, побеждать в соревнованиях)

Как называют людей, которые занимаются спортом ? (спортсменами ) .

Воспитатель : ребята, существуют летние виды спорта и зимние .

Зимние виды спорта - это такие виды спорта , занятия которыми возможны, как правило, только в холодное время года. И сегодня мы поговорим с вами о зимних видах спорта . Все зимние виды спорта можно разделить на две группы : виды спорта , проводимые на снегу (слайд 2)

и виды спорта , проводимые на льду (слайд 3)

А еще их можно разделить на три группы . А для того, чтобы узнать какие, отгадайте загадки.

1. Есть, ребята, у меня,

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня? (Коньки) (слайд 4)

2. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки) (слайд 5)

3. Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

В них поставил две ноги -

И по большим снегам беги! (Лыжи) (слайд 6)

Воспитатель : на санках проводятся такие виды спорта как : санный спорт , скелетон, бобслей. (слайд 7, 8, 9)

На лыжах : лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт , фристайл, сноубординг. (слайд 10 – 14)

На коньках : конькобежный спорт , фигурное катание, хоккей, керлинг. (слайд 15-18)

Воспитатель : Ребята, а какими видами спорта вы хотели бы заниматься? Ответы детей. Давайте потренируемся.

Физ. минутка : «Зимние забавы » : (движения делаем по тексту)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас поиграем со снежком.

Игра : «Дополни предложение»

Катается на коньках…конькобежец.

Катается на санках …саночник.

Катается на бобслее…бобслеист.

Катается на лыжах…лыжник.

Катается на лыжах с гор… горнолыжник.

Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.

Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.

Занимается фигурным катанием… фигурист.

Воспитатель : а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару» . Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки : на них изображены спортсмены и необходимый инвентарь спортсмену , только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь. (Дети соединяют картинки : лыжник - лыжи, хоккей - клюшка, фигурист – коньки, биатлонист-винтовка, лыжи и т. д.).

Воспитатель : молодцы, все справились с заданием, а сейчас среди наших знатоков зимних видов спорта , проведем соревнование. Проводится игра : «Четвертый лишний» (слайд 19-22)

Фигурное катание, лыжные гонки, велосипедный спорт , катание на санях.

Фристайл, шорт – трек, биатлон, прыжки с трамплина.

Горные лыжи, хоккей, керлинг, конькобежный спорт .

Санки, лыжи, коньки, лопатка.

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта и , надеюсь, будете ими заниматься.

Рефлексия : ребята, расскажите, какой вид спорта вам больше всего понравился. Каким видом спорта вы бы хотели заниматься? (ответы детей) . Молодцы, если вы будете гулять, заниматься спортом : дома, в спортивной школе , то будете самыми здоровыми; и возможно кто-то из вас станет олимпийским чемпионом!

Публикации по теме:

Конспект игры-викторины в старшей группе «Олимпийские зимние виды спорта» Ход викторины: 1. Организационный момент Дети входят в зал под торжественную музыку. Выстраиваются в 2 шеренги. Ведущий: Здравствуйте, ребята.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи «Зимние забавы. Зимние виды спорта» Конспект непосредственной образовательной деятельного с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи Тема: «Зимние забавы. Зимние.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с социальным миром «Зимние виды спорта» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Обогащение знаний детей о спорте, через.

Конспект ООД с детьми старшей группы «Зимние олимпийские виды спорта» Цель: познакомить с олимпийскими чемпионами зимней Олимпиады в Сочи, расширять представления об окружающей действительности через ознакомление.

Конспект занятия по развитию речи с использованием презентации в подготовительной группе «Зимние виды спорта» Цель: Уточнить и активизировать.

Тема: «Зимние виды спорта».

Цель: развитие речи.

Задачи:

Образовательные:

    Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта»;

    Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать формы множественного числа имен существительных в родительном падеже;

Развивающие:

    Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание;

    Развивать общую и личную моторику;

    Развивать общие речевые навыки;

Воспитательные:

    Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Иллюстрации «Зимние виды спорта», пиктограммы «Виды спорта», емкости с теплой водой и льдом, салфетки для вытирания рук.

Предварительная работа: рассматривание презентации «зимние виды спорта», беседа по иллюстрациям «Виды спорта», отгадывание загадок по теме.

Ход образовательной деятельности:

    Организационный момент.

В: Ребята, как вы понимаете пословицу? Здоровье, спорт и труд – рядом идут.

Ответы детей: Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом, а спорт – это труд.

В: Что дает спорт человеку? (движение, бодрость, здоровье, жизнь)

В: Сегодня мы попробуем подружиться со спортом!

Какие всемирно значимые спортивные соревнования состоялись в нашей стране в г. Сочи?

Ответы детей: (олимпийские игры)

В: Мы начнем свою дружбу со спортом с зимних видов спорта.

Назовите мне зимние виды спорта /иллюстрации на доске: лыжные гонки, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, сноуборд, биатлон, гонки на коньках, шорт-трек, фигурное катание, хоккей, бобслей, санный спорт, скелетон/.

Игра «Кто что делает?»

    Ходит на лыжах – лыжник, лыжница.

    Бегает на коньках – конькобежец, конькобежка.

    Играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка.

    Занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка.

    Ходит на лыжах и стреляет по мишени – биатлонист, биатлонистка.

    Спускается по ледяному желобу в бобе – бобслеист, бобслеистка.

    Прыгает на сноуборде – сноубордист, сноубордистка.

В: Предлагаю стать участником соревнований в одном из зимних видов спорта.

Кто по снегу быстро мчится

Провалиться не боится? (лыжник)

Пластический этюд «Лыжники»

(Дети имитируют лыжные гонки: ходьба на лыжах скользящим шагом отталкиванием воображаемыми лыжными палками, приседание при спуске с «горки»).

В: Все пришли к финишу лыжной гонки. Но в морозную погоду немного замерзли руки. Давайте их погреем.

Дыхательная гимнастика «Погреем руки».

Вдыхают носом воздух и выдыхают теплую струю на руки.

В: На олимпиаде соревнуется не один, а много спортсменов.

Игра «Один – много»

Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

    Спортсмен – много спортсменов.

    Победитель – много победителей.

    Чемпион – много чемпионов.

    Хоккеист – много хоккеистов.

    Фигурист – много фигуристов.

    Фигуристка – много фигуристок.

    Лыжник – много лыжников.

    Лыжница – много лыжниц.

    Бобслеист – много бобслеистов.

    Бобслеистка – много бобслеисток.

    Биатлонист – много биатлонистов.

    Биатлонистка – много биатлонисток.

В: Спортивные состязания продолжаются..

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

Пластический этюд «Фигуристы».

Дети имитируют катание на коньках.

В: Хорошо катались фигуристы.

Дидактическая игра «Подбери слова».

    Лед какой? (крепкий, холодный, блестящий, прозрачный, хрупкий)

    Коньки какие? (фигурные, острые, быстрые, беговые)

    О чем можно сказать ЛЕДЯНЫЕ (что?) (дороги, спуски, гонки, горки, мосты.

В: Переходим к следующему виду зимнего спорта.

Всё лето стояли

Зимы ожидали

Дождались поры

Помчались с горы. (санки)

В: Но сначала давайте немного разомнёмся (физминутка):

Мы сегодня на горе, (руки вверх)

Ну, а горка во дворе, (руки в стороны)

Кто на санках, (изобразить)

Кто на лыжах, (изобразить)

Кто поближе, (руки к груди)

В горку мчимся мы бегом, (бег на месте).

Ну, а с горки - кувырком! (присесть, согнуть в локтях руки вращать перед грудью).

В: Назовите виды санного спорта: бобслей, скелетон,.

Игра «Подбери пиктограмму».

Выбрать пиктограммы изображающие зимние виды спорта и прикрепить их к иллюстрациям на доске).

В: Чтобы большим спортсменом стать надо очень много знать и хорошо уметь писать.

Пальчиковый массаж:

Мы научимся ледок

Между пальцами катать –

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

/Дети опускают поочередно руки в емкости с теплой водой и со льдом, по окончании вытирают руки салфеткой/.

ИТОГ: Дальше наша дружба со спортом будет продолжаться.

    Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, чтобы быть здоровым, красивым, крепким, бодрым? (заниматься спортом)

    Как называются люди, занимающиеся спортом? (спортсмены)

    Как называются самые большие спортивные соревнования? (чемпионат, олимпиада)

    Предлагаю запомнить поговорки о спорте:

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Двигайся больше – проживешь дольше.

Движение – это жизнь!

Занятие «Зимние виды спорта» для детей старшей группы с использованием ИКТ

28.12.2013, 14:41

Задачи: обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление в процессе сравнивания спортивной атрибутики; развивать речь дошкольников; пополнить словарь новыми словами (бобслей, биатлон и др.), формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предварительная работа: знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки и др.); знакомство с атрибутами зимних видов спорта, закрепить характерные признаки зимы

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, слайдшоу о зимних видах спорта.

Ход занятия

Педагог: Отгадайте-ка загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает. (Зимой) Слайд 1

Педагог: правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются зимой.

Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ "Зимние”.

Педагог: Теперь другой вопрос: что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта, а я вам подскажу:

На деревьях, на дорожках,

На ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (Снег) Слайд 2

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен снег, а какой инвентарь нужен для ходьбы по снегу:

Педагог: А как называется спортсмен, который катается на лыжах:

Кто по снегу быстро мчится,

Провалится не боится? (Лыжник) Слайд 3

Педагог: кроме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды спорта:

Педагог: Один из них называется биатлон. Посмотрите, что делают биатлонисты?

Ответы детей: бегут на лыжах, стреляют из винтовки.

Педагог: Молодцы. А какие виды спорта на лыжах вы знаете ещё:

Ответы детей: прыжки с трамплина, спуск с гор и др.

Педагог: да, есть такие виды спорта как прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл – это, когда спортсмен во время спуска по трассе с небольшими трамплинами выполняет акробатические упражнения. Есть и еще один вид спорта на снегу, но не на лыжах:

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется … (Сноуборд) Слайд 4,5,6,7

Сейчас мы с вами вспомнили зимние виды спорта, которые проходят на снегу, а что еще есть зимой для других зимних видах спорта:

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (Лёд)

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен не только снег, но и лёд.

Педагог: Что нужно для занятий на льду? А какие виды спорта вы знаете на коньках?

Ответы детей: …

Педагог: А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта.

Педагог: этот вид спорта называется конькобежный, спортсмены бегут по большому стадиону на перегонки. Если спортсмены бегают на перегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется шортрек.

Танцевать на лёд пойдём,

Музыку мы заведём.

О каком виде спорта идет речь в этой загадке?

Ответы детей…

Педагог: Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены катаются в парах. Слайд 8, 9, 10, 11

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".

Веселая игра... (Хоккей)

Педагог: Нам хорошо известна игра в хоккей с шайбой, а есть еще игра в хоккей с мячом или русский хоккей. Найдите пиктограмму которая изображает хоккей Слайд 12

Педагог: Но есть вид спорта на льду, но без коньков:

Камень по льду я в "дом” запущу,

И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг) Слайд 13

Педагог: Ребята, есть еще зимние виды спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах:

Педагог: Это виды спорта, для которых нужны санки, это санный вид спорта и скелетон. К этим видам спорта относится и бобслей. А называется он так, потому что используются специальные сани в форме боба, т.е. похожи на фасоль. Слайд 14,15,16

Педагог: Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта, давайте ещё раз попробуем их назвать.

Ответы детей:….

Чтоб крепким и здоровым быть,

Надо спорт вам полюбить.

Занимайтесь, не ленитесь,

И со спортом подружитесь.

Вся беседа сопровождается показом презентации в соответствии с текстом.

Презентация: «Зимние виды спорта»

Презентация « Зимние виды спорта » для детей старшей, подготовительной группы.

Цель : формировать знания детей о различных зимних видах спорта вызвать интерес к спорту , к здоровому образу жизни.

Задачи :

Продолжать формировать у детей познавательную инициативу, учить умению сравнивать и устанавливать простые связи между видами спорта и сезонными явлениями природы, умение выбирать основание для классификации видов спорта (по сезону и числу участников)

Развивать творческое воображение, коммуникативные способности детей, внимание, память, логическое мышление. Обогатить и активизировать речь детей словами : командный вид спорта и одиночный вид спорта .

Воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом .

Материалы и оборудование : проектор, ноутбук, слайдшоу о зимних видах спорта .

Инструктор по физо :

Отгадайте-ка загадку :

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает. (Зимой)

Инструктор по физо : правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта , которыми занимаются зимой.

Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ “Зимние”

Инструктор по физо :

Ребята, какими видами спорта вы хотели бы заниматься? Давайте потренируемся.

Физминутка « Зимние забавы » : (движения по тексту)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Педагог : Что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта ?:

На деревьях, на дорожках,

На ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (Снег)

Инструктор : Все зимние виды спорта можно разделить на две группы : виды спорта , проводимые на снегу и виды спорта , проводимые на льду.

Упражнение «Дополни предложение» (игра со «снежком» )

Катается на коньках…конькобежец.

Катается на санках …саночник.

Катается на бобслее…бобслеист.

Катается на лыжах…лыжник.

Катается на лыжах с гор… горнолыжник.

Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.

Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.

Занимается фигурным катанием… фигурист.

Инструктор по физо :

Чтоб крепким и здоровым быть,

Надо спорт вам полюбить .

Занимайтесь, не ленитесь,

И со спортом подружитесь .

Инструктор по физо :

Нет прекраснее пары,

Чем зима для детворы.

Просмотр презентации .

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Зимние виды спорта»

Цель: Расширение представлений детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта.

Задачи: Добиться уточнения знаний детей о зимних видах спорта. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти. Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья. Способствовать формированию уважительного отношения друг к другу. Пробудить интерес к физической культуре и спорту.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы; просмотр презентации о зимних видах спорта.

Материалы и оборудование: Мультимедиа-проектор, дидактический материал «Зимние виды спорта», картинки: санки, лыжи, коньки; «снежок», карточки для выполнения индивидуальных заданий «Найди пару», коробочка, в которой спрятаны лыжи.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, давайте поговорим сегодня о спорте и видах спорта. А что такое спорт? (ответы детей) Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования. Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами). А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться). Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом? Что, по вашему мнению, спорт дает человеку? (ответы детей). Вы сказали верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Если регулярно заниматься спортом и физкультурой, то будешь меньше болеть.

Скоро, ребята, в нашей стране состоятся зимние Олимпийские игры. Они будут проходить в г. Сочи и начнутся 7 февраля 2014 года. Мы поговорим сегодня с вами о зимних олимпийских видах спорта.

Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей) Молодцы, вы знаете много видов спорта.

Все зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду. А можно еще разделить их на три группы. А на какие мы сейчас узнаем. Отгадайте загадки:

1. Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы

Сам на горку пешком я хожу,

И коня своего за веревку вожу. (санки)

2.Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (лыжи)

3.Два серебряных коня у меня,

По воде они возят меня,

А вода тверда,

Словно каменная. (коньки)

Упражнение «Разложи виды спорта»: На доске прикрепляются три картинки: санки, лыжи и коньки, под ними дети размещают картинки, на которых для данного вида спорта нужны данные спортивные атрибуты. (Можно положить вместе с зимними видами спорта несколько картинок с летними видами спорта).

Подвести итог: на санках проводятся такие виды спорта как: сани, скелетон, бобслей. На лыжах: лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл, сноубординг.

На коньках: конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей, шорт – трек, керлинг.

Воспитатель: Ребята, а какими видами спорта вы хотели бы заниматься? Давайте потренируемся.

Физминутка «Зимние забавы»: (движения по тексту)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Упражнение «Дополни предложение» (игра со «снежком»)

Катается на коньках…конькобежец.

Катается на санках …саночник.

Катается на бобслее…бобслеист.

Катается на лыжах…лыжник.

Катается на лыжах с гор… горнолыжник.

Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.

Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.

Занимается фигурным катанием… фигурист.

Упражнение «Найди пару»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Найди пару». Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки: на них изображены спортсмены и необходимый инвентарь спортсмену, только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь и соединить карандашом соответствующие картинки. (Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник - лыжи, хоккей - клюшка, фигурист – коньки и др.)

Воспитатель: Ребята, вот в этой коробочке находится спортивный инвентарь, угадайте какой. (Если дети затрудняются загадать загадку). Правильно, это лыжи.

Эстафета «Лыжники»: Нужно оббежать на «лыжах» кегли, вернуться назад и передать эстафету.

Воспитатель: А теперь давайте проведем соревнования знатоков зимних видов спорта.

Игра «Четвертый лишний» (электронная игра)

Фигурное катание, лыжные гонки, велосипедный спорт, катание на санях.

Фристайл, шорт – трек, биатлон, прыжки с трамплина.

Горные лыжи, хоккей, керлинг, конькобежный спорт.

Санки, лыжи, коньки, лопатка.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта и, надеюсь, будете ими заниматься. Может быть, кто– нибудь из вас станет олимпийским чемпионом. А знаете вы, что нужно делать, чтобы стать спортсменом?

Если вы будете больше гулять, заниматься спортом, то вы будете здоровыми. А если хотите стать спортсменом, то нужно постоянно заниматься физической культурой: и в детском саду, и дома, в обычной и спортивной школе, когда вы туда поступите и тогда обязательно вы сможете стать спортсменами или быть такими же сильными, ловкими, быстрыми и, конечно же, здоровыми.