Какие правила паркуристов. Что такое паркур и является ли он видом спорта? Танцы или восточные единоборства

Как французский пожарный помог сыну стать изобретателем необычной спортивной дисциплины, кто может заниматься паркуром и почему это не просто спорт, а мировоззрение, рассказал трейсер, тренер и директор школы «Parkour perception» Павел Агеенко.

Дорогие отцы, кто не лазил в детстве по гаражам, стройкам, деревьям и бетонным заборам – поднимите руку. Ага, таких нет. Ну, так стоит ли удивляться, что наши дети тоже любят это занятие? То, что они называют его странным словом «паркур», не должно нас пугать. Называет ведь кто-то мытьё полов «клинингом» – и ничего, суть процесса от этого не меняется.

Впрочем, если бы всё было так просто и основная «фишка» паркура заключалась всего лишь в экстравагантном названии, – наверное, в разных городах России не открывались бы одна за одной школы и спецкурсы, обучающие этому искусству лазанья и прыганья. Не открывают ведь курсов по тыренью яблок из чужого сада («эппл-филчинг»), хотя это занятие тоже во все времена пользовалось популярностью среди детей.

Значит, есть в паркуре что-то особенное. Надо только разобраться, что . Вполне логично для этой цели отправиться в одну из школ, где преподают паркур.

Если в нужное время приехать на станцию метро Менделеевская, найти в толпе какого-нибудь молодого человека в широких спортивных штанах, толстовке и с рюкзаком, с легкостью перелетающего через пять ступенек лестничного пролета и перепрыгивающего перила, и пойти за ним, то вы прямиком придете в школу «Parkour perception» («Восприятие мира через паркур»).

Ну а там у любителей искусства преодоления препятствий, среди которых есть мальчишки и девчонки, парни и девушки, мужчины и женщины, начинается тренировка из трех частей: разминка, силовые упражнения на все группы мышц и отработка элементов на снарядах.

— Павел, что привело тебя в паркур?

— Мне 24 года. Заниматься начал в 2006 году, до этого занимался рядом других спортивных дисциплин: гимнастика, карате, баскетбол, плавание и т.д. Мои родители – профессиональные спортсмены: папа – мастер спорта по гимнастике, мама – по биатлону. Они отдавали меня в различные спортивные секции. Но что-то меня там не устраивало.

Я любил лазать по стройкам, мне это было интересно. И вот в 2006 году, когда я окончил школу, я как-то увидел на стройке, как ребята прыгали, выполняли разные завораживающие элементы. Я спросил у них, чем они занимаются? Они объяснили мне, что это паркур. Через несколько дней я посмотрел фильм Люка Бессона «Ямакаси», там тоже ребята вытворяли пируэты, которые меня вдохновили. Стал искать информацию о паркуре в интернете, но её тогда было совсем мало. На одном из форумов я познакомился с молодыми людьми, мы встретились и начали вместе тренироваться.

— Ты сказал, что в других видах спорта в отличие от паркура тебя что-то не устраивало. Что именно?

— Вообще паркур – это не спорт. Спорт – это всегда соревнование. Тебя оценивают люди. В идеологии паркура нет соревнования с кем-либо. Ты соревнуешься только с самим собой. Это не как показывают СМИ: «Паркур – это экстремальный спорт, где молодые ребята, которым нечего делать, прыгают по крышам, подвергая свою жизнь риску». Я и до своих учеников это пытаюсь донести: паркур – это постепенное всестороннее физическое развитие через духовное. Духовное, потому что ты преодолеваешь себя.

— Как ты стал тренером?

— В своё время паркур перевернул моё мировоззрение. Я пытаюсь дать людям то, что мне в своё время помогло. Когда ты преодолеваешь себя, это переносится на другие виды твоей деятельности. Из семи лет, что я занимаюсь паркуром, 4 года я преподаю. Сразу скажу: за это время у меня не было ни сильных травм, ни переломов.

Родина паркура – Франция. В городе Лисс, в пригороде Парижа, познакомились два человека – Давид Белль и Себастьян Фукан. У Давида Белля отец был пожарным, в одно время он стал разрабатывать методику, позволяющую с повышенной эффективностью лазать по зданиям и спасать людей. Это не могло не отразиться на юном Давиде. Будучи подростком Давид вместе со своим другом Себастьяном Фуканом отрабатывал разработанные отцом элементы, ещё не догадываясь, что он станет родоначальниками такого движения, как парку́р (фр. parkour , искажённое от parcours, parcours du combattant – дистанция, полоса препятствий). Со временем пути Белля и Фукана разошлись. Давид выступал за то, чтобы в паркуре не было никакой коммерции, никаких соревнований, а только рациональное эффективное преодоление препятствий из точки А в точку В. Например, у человека приступ астмы, ты быстро бежишь в аптеку, чтобы доставить ему лекарство. Себастьян Фукан, напротив, мечтал зарабатывать деньги, сниматься в кино. Он создал своё особое направление, которое стало называться фриран (англ. free running – свободный бег). Фриран основан на зрелищной акробатике. По фрирану проводятся соревнования. Любители паркура утверждают, что фриран довольно травмоопасен.

— Павел, все ли могут попасть на занятия?

— На сайте нашей школы есть объявление о тренировках. Приходит новый человек, я смотрю на его желание заниматься, узнаю, есть ли какие-то травмы, отклонения в здоровье. Это влияет на количество нагрузки. Особых критериев нет. Я провожу тренировки три раза в неделю и сам тренируюсь с ребятами на равных. Для меня главное, чтобы занятие проходило в дружеской атмосфере. Когда мы делаем упражнение вместе и кто-то не справляется, мы всегда поддерживаем друг друга. У нас есть кричалка. Инструктор начинает: «Начали вместе!» Ребята подхватывают: «Закончили вместе!» Мы начинаем тренировку вместе, и заканчиваем её вместе.

Павел Агеенко на тренировке. Фото: parkourperception.com

— Паша, а как ты относишься к разделению паркура на мужской, женский и детский?

— Если говорить о девушках в паркуре, то им всё дается несколько сложнее, в силу их физиологии. А с детьми при обучении надо общаться по-другому, больше в игровой форме.

— Какого самого взрослого паркурщика ты знаешь?

— Паркурщика? Ты, наверное, имеешь в виду трейсера? (Трейсер – от англ. tracer – человек, преодолевающий препятствия). Одно время к нам на занятия ходил мужчина 42 лет. Сейчас у нас в группе занимаются мужчины 36-38 лет. Паркур – он вроде бы не для всех, но в тоже время им может заниматься любой.

— Насколько совместим паркур с вредными привычками?

— Философия паркура предполагает здоровый образ жизни. Один из наших девизов: «Быть сильным, чтобы быть полезным». Полезным и себе, и окружающим. Потому что все навыки, которые ты приобрел в процессе тренировок, ты можешь применить в экстремальной ситуации. Но каждый человек сам определяет, что делать, чем заниматься, что употреблять. Доказано наукой, что если ты занимаешься спортом и принимаешь такие наркотики, как табак (по физической и психологической зависимости никотин занимает среди наркотиков одно из первых мест), – это гораздо хуже для твоего организма, чем если бы ты просто курил.

Кстати, раскрою секрет: у меня бронхиальная астма. С этим диагнозом я живу с 5-го класса, раньше без ингалятора шагу не мог ступить, всюду брал его с собой. Со временем начал заниматься бегом. Было очень тяжело. Я задыхался. Но тренировки стали помогать, сейчас я спокойно обхожусь без ингалятора. И участвую в забегах на 10 км., подвергаю тело сильным физическим нагрузкам.

Вообще, если ко мне приходит на тренировку курящий человек, я не говорю ему: «Плохо. Не кури». Я стараюсь показать альтернативный путь, донести на своих тренировках до человека тот паркур, который помог мне.

— Хотел бы ты, чтобы твои дети занимались паркуром?

— Своему ребёнку я обязательно открою мир паркура. Пускай он сам решит, нужно ли ему это или нет. Но вообще, мне бы просто хотелось, чтобы он занимался спортом.

— А как родители твоих юных учеников относятся к их увлечению паркуром?

— За последние 5 лет отношение к паркуру изменилось в лучшую сторону. Сейчас с удовольствием отдают детей в секцию паркура. Часто родители сами приходят на занятия, чтобы посмотреть, как проходит тренировка. Это здорово, когда твой ребенок не гуляет неизвестно где и неизвестно с кем, а тренируется в спортивном зале с нормальными ребятами.

Паркур – он как физкультура, только лучше. Например, в Англии на уроках физкультуры преподаются элементы паркура, чтобы увеличить посещаемость занятий.

— Как изменилась твоя жизнь с паркуром?

— Признаюсь, раньше я был застенчивым и довольно неуверенным в себе. С тех пор как я начал заниматься паркуром, я каждый день преодолеваю себя, свой страх.

— То есть благодаря тренировкам страх исчезает?

— Между прочим, нет. Страх никуда не исчез. Страх – это ведь защитный механизм. Он говорит тебе: «Остановись». В паркуре ты должен делать только то, в чем уверен на 100%. Все травмы случаются оттого, что ты делаешь то, в чем не уверен.

Уверенность помогают приобрести многочисленные тренировки, в процессе которых ты переходишь от простого упражнения к сложному. Если я прыгаю на два метра, то этот прыжок я должен отработать много раз, чтобы в дальнейшем взять планку выше. Также важно, чтобы в момент прыжка твой разум был свободен. Чем больше ты стоишь, настраиваешься на прыжок, тем больше вероятность получить травму.

Основные элементы паркура взяты из природы. Названия некоторых из них говорят сами за себя.
- Элемент “monkey” (с англ. – обезьяна) – один из самых эффективных элементов в паркуре, который используют трейсеры по всему миру. Это прыжок через перила, когда ты отталкиваешься от препятствия и проносишь свое тело через руки.
— Элемент «кэт лип» (англ. «кошачий прыжок») – это когда ты хватаешься за край стены пальцами, твои стопы упираются в стену, и в таком положении ты перемещаешься по стене. Это упражнение здорово укрепляет мышцы рук, ног, спины и пресса.
- Элемент «ролл» (англ. roll – кататься) – кувырок через плечо, используется при приземлениис продолжением движения. Этот элемент нужен для безопасности, чтобы суставы не подвергались большим нагрузкам.


— Где можно заниматься паркуром?

— Особенность паркура в том, что уже через месяц ты не будешь смотреть на мир так, как смотрел до этого. Идя по улице, ты будешь искать, где бы потренироваться, или как быстрее добраться до работы. Я уже говорил, что в определённой ситуации ты можешь и людям помочь: сбегать за лекарством, снять кота с дерева и даже догнать вора. Весь мир – твоя тренировочная площадка.

— Наверное, должны существовать какие-то запреты, ограничения?

— Запретов практически нет. Нужна осознанность действий, которые ты совершаешь. То есть если ты, к примеру, прыгаешь с крыши на крышу, ты должен осознавать: зачем ты это делаешь, для чего и уверен ли ты в самом себе? Также важно осознавать ответственность за свои поступки. Нельзя нарушать общественный порядок, вредить имуществу других людей или причинять вред их здоровью.

Родитель может не беспокоиться за своего ребенка, если тот будет делать первые шаги и пробовать что-то новое под наблюдением опытного тренера или инструктора. Но в свободное время, вне групповых занятий, ребёнок может травмироваться, поэтому в задачи инструктора входит также объяснить, что следует, и что не следует ребёнку делать самостоятельно. В остальном безопасность ребёнка уже зависит от него самого и от воспитания, так как за человеком не получится присматривать все время.

Фото: parkourperception.com

Элементы:

Drop - прыжок с высоты, выполняется с места или из позиции cat leap. Амортизировать падение можно только ногами, или ногами и руками (ну или одной рукой).

Spring - прыжок через какое либо препятствие, не касаясь его. Например, перелёт через перилку, куст или машину.

Up from down - прыжок вдаль с большой высоты, заканчивающийся ролом.

Blind - вариация спринга, но его особенность в том, что при толчке трейсер не видит точки приземления.

Gap - как и блайнд, это один из видов спринга. Отличие в том, что преодолеваемое препятствие - это гэп, то есть большое расстояние на высоте. Трюк выполняется как с места, так и с разбега.

Accuracy - прыжок на какой-либо небольшой объект (например перила или парапет) и последующее удержание равновесия на нём; выполняется с места. Иногда при приземлении используется обхват или касание объекта руками, что придаёт большую устойчивость.

Running accuracy - акураси, выполняемый с разбегу.

Turn precision - разворот на узком объекте прыжком и последующим удержанием равновесия на нем. Может выполнятся как на 180°, так и на 360° градусов.

Fly roll - прыжок, после которого тело вытягивается параллельно земле, а приземление - рол.

Two hand vault - опорный прыжок, исполняемый на две руки, все тело или только ноги проходят сбоку от рук. Может исполнятся, как в группировке так и без неё.

One touch - опорный прыжок, исполняемый на одну руку, при прямом угле к перилке. В любом варианте, но без вращения.

Monkey vault - вариант Two hand vault. Манки используется крайне часто при преодолении парапетов или же для залезания на объекты. Это опорный прыжок ровной группировкой, с опорой на две руки. Можно также пронести тело между рук, хотя обычно делается просто толчок руками от перилки. Чтобы выполнить манки с разбега, необходимо вначале совершить прыжок, затем поставить руки на перила или парапет.

Monkey splits vault - опорный прыжок, при котором тело находится в вертикальном положении, опора идёт на две руки, ноги широко разведены в стороны.

Reverse vault - опорный прыжок с вращением на 360°, причём первым над препятствием должна пройти спина, тело в вертикальном положение. Вращение может идти как через одну, так и через две руки. Также можно делать как в группировке, так и согнувшись.

Speed vault - опорный прыжок, с использованием одной руки. Тело параллельно перилке (или любому другому препятствию).

King kong vault - опорный прыжок, исполняемый как манки, только выполняется он через большое расстояние. Тело должно быть параллельно земле, постановка рук на дальний край препятствия.

King kong vault (double) - вариант кинг-конга, только выполняется два касания руками препятствия (обычно около начала препятствия и в конце). Помогает преодолевать расстояния большей длины.

King kong (running) - вариант кинг-конга, вместо одного касания выполняется бег руками по препятствию(однако, тело должно быть параллельно земле).В конце руки могут быть поставлены для исполнения манки или же выполняется толчок одной рукой от препятствия для соскока.

King kong splits - опорный прыжок, выполняемый через большое расстояние, начинаемый с прыжка с вытягиванием тела параллельно земле (пролетая над препятсвием), с последующим отталкиванием руками от дальнего края препятствия и проноса над ним тела с широко разведенными в сторону ногами.

King kong to kash - кинг-конг переходящий в кэш (после опоры руками, вперед выходят прямые ноги и затем за ними идет все тело).

Cat vault - преодоление перилы или парапета при беге под углом на него. Трейсер сначала выпрыгивает держа тело параллельно земле, затем по очереди ставит и убирает руки на парапет или перилку (по мере прохождения рук над препятствием).

Dash vault - красивый трюк, выполняется с разбега, толкаясь одной ногой, ноги держаться уголком перед собой. Над препятствием сначала проходят ноги, затем ставятся руки. Можно довести до группировки «согнувшись» или выполнить держа ноги не вместе, а врозь («разножкой»).

Dash vault (360°) - вариант дэша, когда идёт сильный толчок руками и разворот на 360°. Необходимо выполнять хлест ногами, иначе вам просто не хватит толчка, чтобы развернуться.

Kash vault - monkey, после которого ноги выносятся вперёд и лишь затем идёт соскок. Чем выше задраны ноги тем красивее смотрится трюк. Ноги могут быть как вместе так и разножкой.

Turn vault - опорный прыжок с разворотом на 180 и хватом за перилку или парапет с другой стороны, желательно в Cat Leap (ну а на стене без выступов по другому и не сделаешь). Заход может идти как с любого другого vault’а (обычно однако делается как придётся).

Turn vault (underbar) - выполняется только на перилке. После turn vault’а ноги проходят под препятствием и трейсер с хлёстом вылетает обратно на место толчка.

Lazy vault - при беге параллельно или под небольшим углом к препятствию, трейсер опирается ближней рукой на него, вскидывая ноги перед собой уголком, в полёте перемещая центр тяжести через препятствие, меняя руку. Толчковая нога может быть как дальней от препятствия, так и ближней. Для красоты, во время трюка могут также исполнятся грэбы, ножницы или другие финты.

Thief vault - lazy vault, используемый при преодолении большого расстояния. Для исполнения необходимо сильно отталкиваться от препятствия руками.

Lazy vault (360) - после лейзи, толкаясь одной рукой и совершая маховое движение другой, разворачиваете тело на 360 градусов. Вращение может идти как по продольной оси, вытянувшись параллельно земле, так и в вертикальном положении.

Tic-Tac vault (parallel) - Может использоваться, когда перилка идёт параллельно стене, не очень далеко от неё. Трейсер, поставив руку на перилку, совершает толчок от стены, используя его силу чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault.

Tic-tac vault (perpendicular) - Может использоваться, когда перилка примыкает к стене (или другому препятствию от которого можно оттолкнуться). Именно от этой стены и выполняется тик-так. Есть три основных варианта этого трюка: а) Бег идёт параллельно перилке, на неё ставится рука с одновременным толчком от другого препятствия, сила толчка используется для того чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault. б) Бег на перилку, совершается tic-tac, затем ставится рука, и исполняется one hand vault. в) Бег на перилку, исполняется параллельный пронос (speed vault), одновременно с которым исполняется tic-tac.

Barrel vault - Арабское сальто через перила или парапет, с опорой на одну руку. Ноги прямые.

Gate vault - исполняется следующим образом: трейсер переваливается через забор на животе и, держась одной рукой за верх забора и опираясь в него другой, перекидывает на другую сторону ноги, разворачивая в полете тело за ногами, чтобы остаться лицом в направление движения. Может также исполнятся и на перилах.

Overturn - Видоизмененный Gate Vault. Переваливание через препятствие с опорой на живот и последующим хватом обоими руками за препятствие, вскидыванием ног и переворотом с помощью рук через голову.

Pop vault - При преодолении высокoго препятствия с разбегу исполняется толчок ногой от стену (wall pop), затем после вылета от толчка ногой, исполняется либо monkey или two hand vault.

Walltouch spin - Если перилка находится на небольшом расстоянии от стены, то при беге прямо на неё, совершив one hand vault или two hand vault, можно перепрыгнуть через перилку, затем упереться ногой в стену, толкнуться и, опираясь на одну руку, перелететь обратно.

Palm spin - Опорный прыжок с вращением на 360° через одну или две руки и приземлением на точку с которой начиналось выполнение элемента. Обычно исполняется с двух рук. В этом случае руки ставятся сбоку от себя, перекрещиваясь, причём как правило одна рука ставится до прыжка, вторая после. При таком варианте исполнения большая часть опоры приходится на одну руку, второй совершается крутка. При исполнении элемента через одну руку, вращение задаётся махом второй руки и/или корпуса. Возможен вариант, когда опора идёт на одну руку, крутка задаётся второй, которая сразу после исполнения закручивания убирается.

Palm spin (pop) - Palm spin на высоких препятствиях, исполняемый после разбега и толчка ногой от стены (wallpop).

Palm spin (reverse) - Palm spin исполняемый в сторону спины (относительно руки поставленной на препятствие). Вначале на грань ставится одна рука, совершается прыжок с вращением вокруг этой руки. Обычно после этого происходит докручивание второй рукой от препятствия.

Rail flip - По названию все понятно: переворот через голову на перилке, с опорой на две руки.

Underbar - Преодоление перилки или какого-либо отверстия, пролётом под ними, с пронесением сначала ног, а потом и всего тела. Может исполняется с разбега, с места либо после wallpop’a или tic-tac’a (как в «13-ом районе»).

Underbar (360) - Пролет под перилкой или в какое-либо отверстие, держась руками за верхний край, с пронесением сначала головы, затем ног и разворотом тела на 360° в полете. Может исполнятся после tic-tac’a или wallpop’a.

Drop in - После принятия вертикальной стойки на руках на парапете или перилах, трейсер начинает заваливаться вперёд, принимает группировку и благодаря этому встаёт на ноги.

Roll - Рол является одним из самых важных элементов в паркуре. Это перекат преимущественно через плечо для снижения нагрузки на ноги при приземлении. Используется трейсерами всего мира после приземления с большой высоты, или для сохранения скорости передвижения.

Cat leap - Прыжок на стену с принятием хвата руками её края с упором стоп согнутых ног перед собой в стену. Используется при прыжке на более высокие стены, или при прыжке через расстояние, чуть большее чем то, которое трейсер может перепрыгнуть. Также Cat Leap’ом называется сама позиция виса на руках на стене, с упором в неё стоп согнутых ног.

Cat to cat - Прыжок с разворотом на 180 градусов из cat leap’a в cat leap, меж двух стен или препятствий, на которые можно прийти в cat leap.

Corner - Прыжок из cat leap’a в cat leap на углу с разворотом на 270°.

Dismount - Прыжок или соскок из позиции cat leap с разворотом на 180° или 540°.

360° wall hop - Прыжок с вращением на 360° и последующим входом в cat leap.

360° wall hop (pop) - Толчок ногой от стены, с последующим разворотом на 360° и входом в позицию cat leap.

Wallpop - Толчок от стены с разбега, выполняемый с целью набора дополнительной высоты. Возможен вариант в два толчка, при наличии выступов на стене.

Tic-tac (one-two) - Толчок от одного препятствия для преодоления другого или набора высоты. Например, толчок от стены, чтобы перелететь перилку или толчок от дерева для увеличения дальности полёта и/или перемены траектории. Толчок идет обычно от поверхности, находящийся сбоку от трейсера.

Double tic-tac - Толчок сначала от одного препятствия, затем от другого, чтобы преодолеть третье.

Wallrun - Бег вдоль по вертикальной стене. Может производится как с целью преодолеть какое-то расстояние, так и с целью набора высоты. Также возможна пробежка через угол или через два угла.

Wallrun (360°) - Отличается от Wallrun’a тем, что одновременно идёт вращение на 360° по продольной оси. При этом чаще всего делается только 2 шага.

Hand balance - Балансирование на грани или периле в какой-либо стойке на руках.

Cat pass - Прохождение препятствия на руках.

Double tap - Вариант Pop vault. Выполняется с дополнительным толчком или рывком руками о верхнюю грань стены целью достать и ухватиться за перилу, которая находится на стене.

Olle flip - Перекат через препятствие, не косаясь его руками и ногами.

Five Point Slide - Съезд по перилам на пятой точке.

Акрабатические трюки:

(Frontflip) - Сальто вперёд, когда крутка делается махом руками из-за головы. Выполняется с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Front flip down) - Сальто вперёд, когда сначала совершается прыжок с рывком руками вверх, затем задаётся крутка махом руками сверху вниз. Используется преимущественно при выполнении сальто через препятствие, вроде перилки или куста. Выполняется обычно с разбега.

(Front flip back) - Сальто вперёд, при котором мах идет с заведением рук за спину. Ноги в группировке, руками не берутся. Дает очень высокую скорость крутки, что облегчает приземление на прямые ноги, когда сальто выполняется на плоскости. Выполняется с разбега.

(Frontflip curve) - Сальто вперёд с прямыми ногами. Чем плотнее ноги прижаты к груди, тем выше скорость крутки. Обычно исполняется с хватом бёдер руками, однако возможны и другие варианты (например широко расставив руки, если вам позволяет растяжка держать ноги у груди или немного разведя ноги в стороны). Делается, как правило, с высоты, с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip blansh) - Сальто вперед, без группировки с ровным телом. выполняется с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip curve 180°) - Сальто вперёд согнувшись, с винтом на 180° во время разгиба. Обычно делается с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip wave) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой и/или руками за себя, с последующим взятием группировки. Выполняется с разбега (толчок одной ногой).

(Frontflip wave blansh) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой. Выполняется без взятия группировки, с разбегу (толчок одной ногой).

(Frontflip wave sag) - Маховое сальто вперед, с прогибом тела. Выполняется с разбегу (толчок одной ногой).

(Superman) (гимнасты зовут его «затяжное сальто вперёд») - Сальто вперёд, после прыжка тело вытягивается параллельно земле, группировка идёт под конец. Выполняется как правило с высоты, с разбега, может использоваться для преодоления препятствий.

(Superman curve) - Супермен в группировке согнувшись. Выполняется также, как и обычный супермен.

(Backflip) - Сальто назад в группировке. При прыжке с высоты, спина может откидываться назад.

(Backflip curve) - Сальто назад, выполняемое в группировке согнувшись. Выполняется с высоты.

(Backflip sag) - Сальто назад, без группировки с прогибом в спине. Выполняется с высоты.

(Backflip blansh) - Сальто назад без группировки, с ровным телом. Крутка задаётся махом руками. Выполняется с высоты.

(Backflip wave) - Сальто назад, при котором крутка задаётся махом ноги.

(Backflip screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, в группировке. Винт может варьироваться в широких пределах.

(Backflip blansh screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, тело прямое. Винт либо 180°, либо 360°. Больше мало кто из паркуристов делает.

(Angel drop) - Сальто назад прогнувшись, исполняемое из положения Cat leap.

(Overbah) - При прыжке вперёд выполняется сальто назад. Делается в группировке, с места или разбега. С высоты.

(Overbah sag) - Овербах выполняемый без группировки, с прогибом в спине. С места и с высоты.

(Overbah reverse) - Сальто вперед, при прыжке назад. Делается с высоты.

(Lemming) - Овербах, при котором крутка делается махом ноги. Выполняется с разбега. Как правило с высоты, но может выполнятся и на плоскости

Коркс-крю - Овербах с винтом. В группировке или без неё.

Стрекосат - Маховое сальто назад с разбега, в плоскости перпендикулярной линии разбега.

(Flywheel) - Вращение вбок, через голову, тело в вертикальной плоскости. Выполняется с разбега.

(Arabflip) - Вращение вбок, в вертикальной плоскости, в группировке.

(Arabflip throw over) - Арабское сальто, при котором спина расположена горизонтально, а ноги перекидываются через себя. Выполняется в группировке или согнувшись. В паркуре может применяться как прыжок с высоты, так и для преодоления препятствий.

(Mysty) - Арабское сальто, после которого трейсер становится лицом противоположно направлению движения. Достигается прижатием головы к плечу. В гимнастике считается грубой ошибкой.

(Dacascos) - Вращение вбок (как при арабском сальто) в плоскости, перпендикулярной плоскости разбега.

Внутреннее боковое - Прыжок с высоты с вращением вбок, в плоскости, перпендикулярной грани препятствия, с которого осуществляется прыжок, в сторону противоположную направлению разбега (головой в сторону грани).

(Segun Fai) - Рандат без рук. Может выполнятся с винтом. Делается с разбегу.

(Bedouinflip; butterfly) - Вращение в горизонтальной плоскости, тело параллельно земле. Ноги как правило идут одна за другой, взмахивая над головой. Варианты: вращение может идти не в горизонтальной плоскости, а под углом- это вариант из капуйеро. Также ноги могут не выходить из плоскости вращения. Часто исполняется в программах тау-лу в у-шу.

(B-twist) (джан-туи в у-шу) - Вращение вытянутого тела вокруг продольной оси в горизонтальной плоскости. Заход как на бедуинское, только вместо маха ногами - вращение.

(Screw) - С разбегу совершается прыжок вперед, тело вытягивается параллельно земле, и происходит вращение вокруг продольной оси. Делал Бель (он там после этого ещё в Cat leap входил сразу).

(Wallflip) - Сальто назад с толчком ногой от стены. Как вариант: после 2, 3 или 4 шагов по стене.

(Wallflip screw) - волфлип с вращением вокруг продольной оси, на 180° или 360°.

(Arabian wallflip) - Арабское сальто, после одного, двух или трех шагов вверх по стене.

(Trinity flip) - Бедуинское сальто от стены.

(Wallscrew) - Передний винт после отталкивания двумя ногами от стены.

(Wallflip front) - Сальто вперёд после толчка от стены или после двух шагов вверх по стене.

(Tic-tac frontflip) - После толчка ногой от стены сбоку (tic-tac) выполняется переднее сальто. Делается с разбегу.

(Frontflip Handpop) - При беге в направлении стены под углом выполняется обычное сальто вперёд, с толчком рукой от стены, что изменяет траекторию и придает дополнительную высоту.

(Wallpalm) - Трюк, при котором трейсер подбегает к стене, выпрыгивает, ставит две руки на стену, вращается через них в плоскости, параллельной стене. Как правило одна рука задает крутку, вторая опорная (хотя опоры там немного).

(Wallpalm pop) - Сальто вбок после одного или двух шагов по стене, в плоскости, параллельной стене.

(Wallpalm reverse) - С разбегу ставится рука на стену, выбрасываются прямые ноги вбок с вращением через руку (в плоскости, параллельной стене), затем происходит докрутка второй рукой. Редкий трюк.

(Ozi flip) - Сальто вперёд с захватом за столб или дерево

Некоторые думают, что паркур – это способ передвигаться в пространстве. Некоторые думают, что это способ восприятия действительности. «Нет преград – повторяют они за отцом-основателем – Есть лишь препятствия, которые нужно преодолевать».

На самом деле трейсер преодолевает лишь себя . Свои страх, слабость, нетренированнось, внушенные с детства нормы, в том числе нормы культуры движения и социализации. Преодолевает внушаемую цивилизацией привычку к подчинению, правилам движения и ложно понятым нормам морали. Преодолевает изначально прививаемую «цивилизованному» человеку рознь к окружающему миру и «неконфликтность» к социуму.

Когда говорят, что человек «подчинил себе экологию, создав удобный для себя мир», многие не задумываются, что этот самый «удобный мир» городов с его улицами, по которым надо ходить, заборами, которые нельзя перепрыгивать, и деревьями, на которые нельзя лазить, с его ограничением скорости передвижения тоже подчинил себе человека.

Принимая условности современной городской цивилизации, мы отрекаемся от природы. А нужно ли это делать?

Именно поэтому «белый человек» всегда проигрывал в честной борьбе за жизнь в лесу всем до единого хищникам-животным и людям — индейцам, индусам, народам севера, охотникам-неграм, восточным бойцам-единоборщикам … то есть людям, не утратившим связи с природой , способным постоянно пребывать в осознавании своего тела, своего движения и положения тела в пространстве – даже во время быстрого перемещения. Подобное осознавание и умение пройти где угодно и выжить в любой ситуации изначально было присуще хорошим охотникам и воинам, в которых наша цивилизация, увы, уже не нуждается. Но это отнюдь не повод сесть в удобное креслице и растолстеть.

Паркур для новичков

Итак, первое, с чего надо начинать трейсеру, который решил, что хочет научиться паркуру – со своей мотивации. Паркур предполагает психологию охотника, который, преследуя добычу, не останавливается перед препятствиями и не отказывается от цели. Пусть даже эта цель не догнать оленя, а пройти город насквозь по прямой линии. Из сознания должны уйти мысли «нельзя, невозможно, я не смогу, меня не поймут». Нельзя научиться паркуру в домашних условиях. И понтам тоже не место в голове трейсера.

Трейсер – человек свободный от всего, в том числе от необходимости поразить воображение окружающих или соответствовать их взглядам на то, как он должен (или не должен) себя вести. Это не циничное самопротивопоставление, это спокойное решение жить так, как нравится тебе и не мешать другим прожить свою жизнь так, как нравится им. Лучшие трейсеры редко привлекают к себе внимание.

Хороший охотник не будет постоянно ходить по городу и рассказывать всем, как он крут. Настоящий охотник охотится, настоящий трейсер идёт по городу, причем так быстро и технично, что горожанам вряд ли возможно видеть его дольше нескольких секунд.

Трейсер не воспринимает препятствие как препятствие, именно в этом его психологическое отличие. Пока человек видит «препятствие», воспринимает его как «препятствие», он несвободен. Есть такой замечательный советский фильм, «Чародеи». Там прозвучала чудная инструкция по прохождению стен насквозь: «вижу цель, верю в себя, и плюю на препятствие». Именно так нужно научиться делать паркур. Трейсер тоже проходит пространство насквозь , словно оно гомогенно и беспрепятственно по определению. Для этого нужны сила воли и ментальная мощь.

Итак, все, кто хочет понтов и немеркнущей славы в девичьих глазах – увы, не к нам. Не паркур делает человека крутым, а крутые люди приходят в этот спорт, чтобы стать еще круче. Мы получаем удовольствие от работы мышц, скорости, осознания своей неостановимости и вездеходности. Ну а девушки, как говорится – потом.

Паркур — спорт, требующий кроме специфического психологического настроя, еще и немалой физической подготовки. Это тот случай, когда моральная мощь, физическая сила, скорость реакции, координация движений и умение сделать точную оценку той единицы пространства, через которую ты сейчас перемещаешься, должны быть едины. Паркур — это исключительно двигательная импровизация, но импровизация на отлично развитых и доведенных до автоматизма навыках осознанного движения.

Если вы планируете отправиться в поход, но еще не приобрели спальный мешок, вам . Все о том, как правильно выбрать спальник.

А для горнолыжников у нас еще припасена статья о том где можно покататься в Белоруссии:

Как стать трейсером

Чтобы научиться заниматься паркуром, очевидно, нужны сухие, сильные и очень выносливые мышцы, гибкие суставы с мощным связочным аппаратом, ведь иногда весь вес тела приходится на одну опорную руку, а тело изгибается или изворачивается в прыжке, без опоры. Нужна мощная, развитая и способная к интервальным нагрузкам дыхалка, и привычные к долгому интервальному бегу ноги. Нужна цепкость пальцев, хорошая реакция и отличная координация движений.

Где научиться паркуру? Сейчас практически везде встречаются клубы паркура или хотя бы практикующие его ребята, поэтому новичку стоит поискать опытных бойцов в своем городе. Что называется, или ноги найдут, или гугль в помощь. В команде проще и безопаснее разучивать упражнения – опытные мастера и знают, как делать трюк, и подстрахуют, если что.

Заниматься можно на улице, в зале, в крайнем случае и дома. Даже если вы решили научиться паркуру самостоятельно, лучше разучивать упражнение в зале, потом учиться трюкам паркура на практике, на натуре.

Попытавшись сразу выполнить сложный прыжок или переворот, не имея развитых двигательных навыков и гибкости, новичок сильно рискует. Вряд ли можно ожидать от занятий паркуром чего либо, кроме вывихов, переломов и ушибов, если тело не развито физически, а ты сам очень смутно представляешь себе, куда какая нога или рука (и в какую секунду) должна лететь по время прыжка.

Какие виды спорта помогут быстро научиться паркуру?

Бодибилдинг (точнее, бодифитнес)

Безусловно, понадобится тренажерка и работа на силовых тренажерах. Но программа занятий нужна особая. Трейсеру ни к чему рыхлая, тяжелая и объемная мускулатура бодибилдера. К тому же такая гипертрофированная мускулатура еще и «медленная», сам процесс тренировки заставляет прирастать именно медленные волокна. Ни к чему и классический пауэрлифтинг с его гиперразвитой грудной клеткой и мускулатурой торса и рук, позволяющей один раз отжать от груди два своих веса.

Вполне достаточно, если трейсер будет работать в зале со штангой своего веса, но работать на выносливость, например 5-6 подходов по 15-20 повторений. Вообще все тренировки «на железе» должны строиться на принципе прироста полусухой массы и развития выносливости , за одну тренировку тренируют все тело, при этом на одну группу мышц должно быть сделано не меньше четырех разных упражнений, чтобы заставить мышцу работать под разными углами и нагрузками до полного изнеможения. Тренировка не из легких и занимает около двух часов.

Это позволит, во-первых, получить сухое и легкое тело без жирка, которое мышцы будут легко перемещать в пространстве, во-вторых, даст полноценное развитие всех пучков каждой мышцы и всех мышц-ассистентов, в-третьих, позволит избежать часто возникающей у качков неуклюжести и амплитудной силы, когда мышца может работать в полную силу только в одном, привычном для неё положении. Тренировка на полусухую массу дает просто звериную выносливость на трассе. Важно и то, что хорошо прокачанное тело меньше травмируется.

Особое внимание надо обратить на упражнения на силу пальцевого хвата и развитие сухожилий запястья и голеностопа, на упражнения со своим весом – отжимания, подтягивания с разным положением рук, на паравертебральные (глубокие мышцы спины, «столбы» вдоль позвоночника) и мощную работу на пресс, особенно косые мышцы живота. Важно прокачать бицепс бедра , без него паркур — не паркур, а слёзы.

Такие тренировочные программы составляют обычно для туристов, альпинистов и скалолазов.

Танцы или восточные единоборства

Эти два вида искусства (или спорта) объединены здесь исключительно по их влиянию на наши двигательные и аналитические навыки. И единоборства и парные танцы учат работать в тесном контакте с партнером, постоянно приноравливаться к неизвестной величине – его более-менее непредсказуемым движениям, синхронно с ним координировать свои движения, не теряя при этом своей линии движения и контроля за окружающим.

Спарринг или танец дают так же выносливость, терпение и умение наблюдать и выбирать наиболее выигрышную линию движения в реальном времени. Иными словами, партнер в спарринге тренирует у трейсера чувство контакта с препятствиями на трассе, даёт навык точной оценки быстро меняющихся условий пространства, особенностей препятствий и умение мгновенно приспособиться к ним, выбрав правильное движение.

Очень важны для паркура регулярное и рациональное питание и режим сна . Невозможно держать мускулатуру в рабочем состоянии, питаясь чипсами, да и то урывками, и хронически недосыпая. Желательно также избавиться от привычки к алкоголю и курению. Что называется, ничего личного, одна наука: никотин вызывает спазм гладкой мускулатуры. Выкурив перед выходом на трассу или тренировкой сигарету, человек на час-полтора обеспечивает себе стойкий спазм (сужение) сосудов, через которые во время бега сердце будет героически пытаться протолкнуть кровь. Иными словами, получаем кислородную недостаточность и перегрузку сердечной мышцы на пустом месте.

После тренировки мышцы еще в течение часа требуют повышенное количество кислорода, чтобы отдохнуть и восстановить повреждения. Сигарета сразу после тренировки лишит их этого шанса. Что касается алкоголя, нужно помнить, что он дает нагрузку на печень, которая и так будет разгребать гору шлака после гонки. Если на печень наплевать, подумайте о том, что 100 граммов водки на сутки прекращает в организме выработку тестостерона. А там, где нет тестостерона, нет мышц и куража.

Да и собственно, для счастья нужен паркур, а не суррогаты.

Предлагаем посмотреть видео о том как правильно учиться паркуру

На вопрос «Кто придумал паркур?» обычно отвечают — Давид Белль (David Belle). Но Давида можно скорее назвать основателем паркура как философии и вида спорта, а вот сама идея принадлежит другому французу.

Рождением паркура можно считать начало XX века, автором дисциплины стал Жорж Эбер, после написания книги «Естественные методы физкультуры». Книга была принята на вооружение французской армии, а разработанная Эбером система физической подготовки получила название «боевой паркур» или «натуральный метод». Само слово «паркур» в переводе означает полоса препятствий, а понятие этой дисциплины изначально имело только материальную составляющую, и предполагало максимально рациональное преодоление любых препятствий с минимальным приложением усилий.

Свое развитие паркур начал благодаря одному из солдат французской армии, человеку с непростой судьбой, сироте Раймону Беллю. В совершенстве освоив техники в армии, после службы он стал пожарным, где навыки рационального преодоления городских препятствий пригодились и были оценены и коллегами, и спасенными. Раймона не раз награждали медалями за спасение при пожаре. В 1973 году Раймон стал отцом будущей мировой знаменитости – Давида Белля, который и считается основателем философии и направления паркура.

Искатель приключений

Давид был влюблен в спорт с детства. Но спорт ради спорта его не интересовал – ему важно было делать что-то полезное для жизни и найти ответы:

  • Как быстрее добраться на другой конец города, чтобы спасти человека?
  • Как применить паркур и фриран?
  • Как перепрыгнуть с крыши на крышу, спасаясь от злодеев?
  • Как освободиться от любых препятствий?

Вскоре вокруг Давида образовалась первая команда трейсеров (фр. traceur - прокладывающий путь), которую интересовал не только физический аспект, но и философский. Команда из восьми человек оказалась живым организмом.

Задачи трейсеров — преодоление препятствий (заборы, стены, деревья, перила, скамейки, крыши и прочее). Трейсер должен обладать навыками легкоатлета, гимнаста, акробата, скалолаза, спринтера, прыгуна…

Профессиональные трейсеры способны за считанные секунды преодолеть препятствия, в два раза превышающие их собственный рост.

Очень много паркур почерпнул в философии восточных боевых искусств, его основатели зачитывались «Книгой самураев», «Хагакурэ бусидо». Даже название себе выбрали в восточном стиле – «Ямакаси», что означает на японском молодежном сленге «хулиган». Но хулиганством плотно занялись скорее, последователи «Ямакаси», нежели они сами.

Расцвет и распад

В 1997 году по миру прогремел ряд видеороликов, снятых по инициативе Давида Белля о паркуре. Эти ролики стали решающими в судьбе новой экстремальной дисциплины – паркур стал популярен. Молодежь стремилась узнать все о паркуре, массово сбивалась в команды, калечилась, но не бросала свою свободолюбивую мечту.

Ребят стали приглашать в кино и на телевидение. Так со временем появились фильмы «Роковая женщина», ставший культовым «13-й район», «Багровые реки-2». Но вместе с очередным актом признания пришел и раскол «Ямакаси»: в 1998 году команду пригласили стать постановщиками трюков в новом мюзикле, ставшем впоследствии легендарным — «Notre Dame de Paris». Большинство трейсеров с удовольствием согласились поработать на сцене, но Давид и его верный друг и первый последоавтель Себастьян Фукан неожиданно отказались. Они не захотели ограничить свою свободу двухлетним контрактом с создателями мюзикла. Команда распалась, но шествие паркура по миру это остановить уже не могло.

Оставшись без команды, Белль не опустил руки и создал всемирную ассоциацию — PAWA (Parkour Worldwide Association) и отправился с ней в мировое турне. Через несколько лет он вышел из ассоциации, заявив, что не может контролировать такое количество представительств и нести за них ответственность.

Фукан основывает свое направлние – фриран. Основные отличаи: если паркур предполагает максимально рациональное передвижение и преодоление препятствий, то фриран интересует эстетичность и замысловатость прыжков и других элементов, даже если это значительно снизит эффективность. К тому же, друзья разошлись в финансовых вопросах: Белль был против превращения паркура в бизнес: не желал брать деньги за уроки.

Философия паркура

Полагается, что основной принцип паркура – быть сильным физически, чтобы можно было быть полезным для других. Слишком много последователей этой дисциплины уже давно об этом забыли, и в массовой культуре паркур зачастую стоит в одном ряду с хулиганскими увлечениями вроде граффити. К тому же, большинство последователей паркура и фрирана – школьники и студенты, и высокий травматизм дисциплины никак не радует родителей юных экстремалов.

Но, несмотря на это, паркур продолжает оставаться одним из самых популярных увлечений молодежи в мире.

Если ходить по асфальту тебе кажется скучным, и для перемещения по городу ты предпочитаешь то, что все остальные люди сочли бы препятствиями, то на этой страничке ты найдёшь много интересного. Увлекательные и яркие игры паркур не дадут тебе заскучать, даже если приходится подолгу сидеть дома, и оттачивать трюки в реале нет никакой возможности. Игры паркур - это лучшее развлечение для тех, кто предпочитает всегда быть выше серой толпы! Выбрай любую и погрузись в мир безбашенного городского беспредела!

Из истории вопроса

Сейчас в это сложно поверить, но первый трейсер появился в мире ещё в конце 19 века, и был им французский военный мореход Жорж Эбер. Основы техники перемещения с использованием лишь собственного тела в качестве движущего механизма были почерпнуты им у африканских аборигенов. Этот стиль, которому Эбер дал название “натурального метода” оказался очень эффективной техникой тренировки солдат и активно использовался в годы первой и второй мировых войн.

Там, во французской армии, позже служил отец Давида Белля, одного из основателей первой команды трейсеров “Ямакаси”. Сын, стремившийся во всём подражать отцу, разумеется, хотел вырасти таким же сильным и ловким. Своим стремлением Давид заразил всех друзей, которые и стали членами команды. Так, начавшись с игры, паркур становится настоящим движением со своими законами и системой тренировок.

Фриран

Как правило, то, что все мы знаем под названием “паркур”, на самом деле, им не является. Все те красивые ролики с подтянутыми трейсерами, которыми пестрит интернет, в основном демонстрируют нам занятия фрираном. В принципе, методики тренировок и внешний вид этих двух дисциплин очень схож, однако коренным образом отличается философия трейсеров и те цели, которые преследуют последователи определённой школы.

Раскол на истинный паркур и фриран произошёл в то время, когда стало понятно, что новая идея свободного перемещения в городских условиях может приносить доход. Тогда двое основателей первой группы трейсеров и не смогли договориться, определяя путь развития своего детища. В отличие от Белля, Себастьян Фукан не видел ничего плохого в монетизации успешной идеи. Потому он брал деньги за уроки и не отказывался от участия в коммерческих проектах, даже снялся в нескольких фильмах.

Именно он создал направление фриран, главной целью которого является не максимально быстрое перемещение до нужной точки в пространстве, а красота выполнения трюков. Фриран, если можно так выразиться, позволяет трейсеру покрасоваться - а такие игры паркур в своём “истинном” воплощении не поддерживает. В философии Белля нет места самолюбованию - только скорости и внутреннему ощущению свободы от тесных рамок общества.

Учиться никогда не поздно! (и не рано, конечно же)

Не стоит думать, будто заниматься паркуром могут лишь подростки. На самом деле, известно немало случаев, когда определённых высот в искусстве преодоления препятствий добивались и весьма немолодые трейсеры, и совсем юные. Ничего не бойся, ведь главный залог успеха - это целеустремлённость и трудолюбие.

Ну и, разумеется, хороший наставник. Без настоящего гуру обучиться всем премудростям этой философии довольно трудно, равно как трудно и отыскать в своём городе толкового учителя. Хорошо, что в век развития информационных технологий интернет может прийти на помощь там, где бессильно живое человеческое общение! Ведь в сети можно отыскать как наставника, который согласится работать с тобой дистанционно, так и не требующие личного общения самоучители.

К таким самоучителям можно отнести, например, игры про паркур, которые позволят тебе тренироваться онлайн не выходя из-за компьютера. Конечно, онлайн-тренировки не сделают тебя более сильным и ловким, но они помогут твоему мозгу лучше запомнить те комбинации, которые нужно будет повторить вживую.

Главное, что нужно всегда сохранять при таком способе обучения - это чувство меры. Помни, что любые тренировки должны быть постепенными: если ты сразу же бросишься выполнять очень сложные трюки, велика вероятность того, что у тебя не только не получится задуманное, но и ты сам окажешься на больничной койке. Ведь всё-таки это довольно травмоопасный вид спорта!

Поэтому первое время тебе стоит посвятить тщательному разбору и изучению тех трюков, которые ты увидишь в исполнении героя игры паркур. Только потом, проанализировав, какие группы мышц задействуются в том или ином элементе, и проведя много часов за тренировками этих мышц, тщательно запомнив технику и достаточно потренировавшись онлайн, ты сможешь выйти на улицу и попробовать применить полученные знания на практике.

Ни на секунду не прекращать тренировки!

Мозг человека устроен таким образом, что любые знания, которыми мы долго не пользуемся, очень быстро выветриваются из памяти. Именно поэтому, если ты в течение какого-то времени вынужден не заниматься паркуром, то после перерыва тебе потребуется длительный восстановительный период: далеко не сразу ты сможешь снова вытворять такие же невероятные штуки, как и раньше!

И если с разленившимися в отсутствие тренировок мышцами что-то сделать будет трудно, то вот не позволить мозгу забыть основные техники и приёмы не так уж и сложно. Можно смотреть видео с трейсерами в интернете, можно каждую свободную минуту прокручивать комбинации и трюки в голове, а можно играть в игры паркур. Эти несложные методики позволят тебе куда быстрее восстановиться и снова начать жить активной жизнью после любого перерыва, каким бы долгим он ни был!

Отыскать онлайн тренажёры для трейсера в сети не составит никакого труда. Но если ты оказался на этой страничке, то больше ничего искать и не надо! Ведь самые лучшие игры паркур уже собраны на нашем сайте. В любые игры про паркур ты можешь играть онлайн абсолютно бесплатно. А это значит - ещё больше времени, которое ты можешь провести, занимаясь любимым делом!