Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения. Боковое зрение Тренажер для развития периферического зрения

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Раз­личные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 25.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнару­живают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозре­ния, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько гра­дусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности. Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер опе­ративного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.

Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку на­растания счета за время не более 25 сек. Таблицы Шульте обычно применя­ются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20Х20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо ис­пользовать все 8 таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 26). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Рис. 26. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 60 сек. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 сек. По мере тренировок со всем комплек­том таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 сек., а в некоторых случаях и до 7-8 сек. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таб­лицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию пери­ферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 26 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр-60 сек. Как показано на рисунке, взгляд последовательным пере­бором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Рис. 27. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15-20 сек.

Рис. 28. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8-11 сек.

Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 сек. И наконец, на рис. 28-пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 сек.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Не следует также забывать, что таблицы Шульте-это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее тре­бование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она про­исходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются пе­риферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и не производить, если качественно и эф­фективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таб­лицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в клетках таблицы.

Упражнение 6.1. Развитие периферического зрения

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

1. Для тренировок использовать все 8 таблиц.

2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указываются только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В ре­зультате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведен­ные выше рекомендации).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстоя­ние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. при­мерно 25-30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не сле­дует переутомляться.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. До­биться считывания любой таблицы за время не более 25 сек.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки». Как было показано во второй беседе (с. 24), это упражнение эффективно решает и задачу расши­рения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического со­зерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного ана­лизатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упраж­нение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в от­дельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте уси­лить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте раздел второй беседы

(с. 24), Только гар­моничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

Рис. 29. Числовая пирамида для расширения

поля зрения.

Числовая пирамида состоит из двух равно. мерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые центральные числа ориентируют вас во время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том. что. фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, располо­женные в расходящемся ряду .

6.1.4. Чтение ежедневно одной газеты вертикальным движением глаз. " У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

6.1.5. Упражнение с использованием числовой пирамиды (рис. 29).

Упражнение 6.2. Гимнастика для глаз

В процессе вашей учебы в школе основная нагрузка падает на зрительную систему. Как сохранить зрение? Здесь мы рекомендуем вам упражнения, раз­работанные для школьников старших классов учеными Московского НИИ глаз­ных болезней им. Гельмгольиа под руководством профессора Э. С. Аветисова.

6.2.1. Пять золотых правил гигиены зрения:

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

всегда расстояние от текста до глаз -33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для

общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения пред­почтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: фут­бол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упраж­нений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

6.2.2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близо­рукости.

Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный профессором Э. С. Аветисовым, рекомендуется выполнять 2-3 мин. в школе в середине каж­дого урока под руководством учителя. Дома вы можете делать эти упражнения самостоятельно в середине выполнения домашних заданий для снятия зритель­ного утомления.

Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письмен­ным столом.

1. Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох. Наклониться впе­ред к крышке парты или стола-выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на ло­коть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указатель­ных пальцев.

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Когда человек смотрит прямо перед собой, он все равно улавливает то, что происходит сбоку. В просторечии это называют «уловить краем глаза». Научное же название — периферическое зрение. Оно есть у всех без исключения позвоночных, является важным аспектом зрения. Его еще называют «боковым».

В литературе часто можно найти еще и понятие «периферийное зрение». Возникают споры, а какое все же у нас зрение, периферическое или периферийное? Правильно и так, и так. Это по разному названо одно и то же явление.

Периферическим зрением лучше всего воспринимается белый свет, а дальше, в порядке убывания все цвета спектра, начиная от красного. также оно слабо воспринимает форму предметов, но зато чувствительно к движению, мельканию предметов. И чем это мелькание быстрее, тем лучше его воспримет глаз.

Есть еще центральное зрение — в него попадают все объекты, когда мы смотрим непосредственно вперед. Значит, в «зону ответственности» периферического попадает большая часть того, что мы видим. А сколько мы видим, зависит от нашего поля зрения. Так что при проверке у окулиста обязательно будет проведено и исследование периферического зрения.

Поле зрения

Когда мы в расслабленном состоянии смотрим вперед, то помимо находящихся там объектов замечаем и то, что находится по бокам. Все, что таким образом захватывает глаз, и есть поле зрения. Чем выше острота зрения человека, тем он видит дальше, но от этого практически не зависит боковое зрение.

Под «полем зрения» понимают не только то, что человек видит по горизонтали, но и по вертикали тоже.

Исследование состояния этого зрения очень важно при диагностике заболеваний сетчатки, глазных нервов и остроты зрения. При заболеваниях сетчатки врач исследует поле зрения больного в динамике, на протяжении длительного времени. И именно состояние периферического зрения может указать на особенности протекания патологического процесса в глазу, помогает подобрать эффективное лечение.

В определенной степени поле зрения сужено из-за выступающих частей лица — носа, скул, бровей. Если человек носит очки, то и их оправа может несколько ограничивать обзор.

Исследование поля зрения — главный способ диагностики периферического зрения. И самый простой из всех — контрольный способ. При нем не нужно никаких приборов, врач со здоровым и полным полем обзора сравнивает таковое у обследуемого со своим.

Для более точного определения проводится компьютерная диагностика — пациент смотрит в окуляры, врач демонстрирует различные предметы, которые возникают по бокам и приближаются к середине обзора. Чуть только пациент их замечает, он нажимает на кнопку, компьютер фиксирует.

Исследование периферического зрения проводят на каждом глазу отдельно.

Зачем нам нужно периферическое зрение

Этот вид зрения есть у всех позвоночных и у птиц. Только у разных видов живых организмов оно охватывает разный радиус. У человека со здоровым зрением этот угол составляет 120 градусов каждым глазом. по вертикали и горизонтали. При некоторых глазных заболеваниях этот угол сужается. Ухудшится периферическое зрение может и в случае травмы самого глаза — его сотрясения, ожога, ушиба, либо перенапряжения самого глаза.

Сужение периферического зрения может быть следствием и болезней головного мозга.

Строение сетчатки глаза: палочки и колбочки

Человеческий глаз — сложный оптический инструмент. Он воспринимает, анализирует и передает информацию на сетчатку, дает представление о цвете, расстоянии, и т.д. В различное время суток за все это отвечают различные области сетчатки, ее различные рецепторы. Эти рецепторы преображают световое раздражение в нервное. Другими словами, свет преобразуется в электрические импульсы, а зрительный нерв передает их в мозг. Благодаря сходности формы, их назвали

  • палочки — те, которые отвечают за восприятие в темное время суток
  • колбочки — ответственны за остроту зрения и

И именно палочки больше всего участвуют в работе периферического зрения.

В глазу здорового человека находится около 120 млн палочек, и всего 7 млн. колбочек.

Палочки очень светочувствительны, им достаточно лишь 1 фотона света, чтобы они отреагировали, но они не могут различить цвет предмета. Так как палочек несоизмеримо больше, они располагаются в основном «на периферии» сетчатки, тогда как колбочки — в основном в ее центре. Благодаря большому количеству палочек на периферии глаза, человек и замечает в темноте окружающие его предметы.

Периферийное зрение хорошо действует в темноте, когда цветовосприятие неактуально, поэтому оно черно-белое. То, что мы в светлое время суток воспринимаем боковым зрением цвета, обусловлено работой колбочек.

Функции

Оно нам необходимо, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Его осуществляет большей частью палочковый аппарат, поэтому это еще и . Благодаря ему мы можем двигаться в темное время суток, различать предметы даже в практически полной темноте, ведь палочки реагируют на мельчайшие световые излучения.

У травоядных млекопитающих глаза всегда расположены по бокам, и угол их обзора составляет практически полную окружность. Зато центральное зрение у них не очень хорошее, его острота довольно низкая.

Развитие периферического зрения

Глаза у эмбриона человека начинают развиваться еще в первый месяц после зачатия, такой это сложный орган и столько времени надо на его формирование. Тогда же закладывается сетчатка, палочки и колбочки.

У новорожденного ребенка оно развито очень слабо, малыш им практически не пользуется. Ограничивается оно в это время только реагированием на свет. Ребенок может поворачивать голову в сторону источника, но еще не следить глазами.

С возрастом ребенка зрительная функция возрастает, уже к трем годам малышу не нужно поворачивать голову к заинтересовавшему его изображению, а к 6 годам периферическое зрение практически полностью сформировано. Теперь оно только развивается и укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не отличается от такового у взрослого.

Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты зрения.

Чтобы не перепутать, какие рецепторы сетчатки за что отвечают, можно запомнить — днем ученые работают с колбочками, ночью, чтобы не упасть, пользуются палочкой.

Зачем развивать

Боковое зрение возникло у человека еще в доисторические времена, когда человека на каждом шагу подстерегала опасность, надо было ее вовремя выявлять.

Периферическое зрение физиологически слабее центрального, оно имеет свойство сужаться с возрастом. Но его можно развить при помощи нескольких довольно несложных упражнений.

Вполне резонно будет звучать вопрос — а зачем его развивать?

В том-то и дело, что это необходимо, во многих случаях хорошо развитое периферическое зрение может спасти жизнь.

  • Ситуации на дороге. Самая распространенная ситуация в городе — человек переходит дорогу, из-за поворота на большой скорости появляется машина. Боковым зрением человек замечает ее и успевает среагировать, остановиться. То же самое и с водителями — надо перестроиться в соседний ряд, но появляется другая машина, которую лучше пропустить. Боковым зрением ее успели уловить, оценить ситуацию. Да и просто идя по дороге видеть других участников движения.
  • В спорте. В групповых видах спорта это зрение помогает замечать то, что происходит рядом, лучше взаимодействовать с командой, видеть соперника. Во время встреч единоборств спортсмены также улавливают любые движения соперника.
  • Скорочтение. Основным принципом скорочтения является умение «захватывать» большие объемы текста при расширении угла зрения. Таким образом тренируется навык «чтения по диагонали».

И еще в очень многих жизненных ситуациях невозможно обойтись без периферического зрения.

Нарушения периферического зрения

Нарушения периферического зрения довольно часто носят временный характер, например, поле зрения сужается при сильном алкогольном опьянении. Оно восстанавливается, когда человек приходит в норму.

При сильной кровопотере, при травмах, шоковом состоянии, стрессе, азотном отравлении — все это приводит к кратковременному нарушению периферического зрения.

Бывает органическое повреждение сетчатки, когда проблема практически неразрешима, и течение болезни можно только замедлить, вылечить невозможно, например, как при глаукоме.

  • Случается отсутствие периферического зрения, когда есть только центральное. В таком случае человек видит все предметы, как будто бы через трубу. Такое нарушение называется . Если подобное состояние вызвано глаукомой или дегенерацией сетчатки, возможно назначение лечения. Такое же состояние зачастую возникает у людей в экстремальных ситуациях, когда есть перегрузка зрительного нерва — у космонавтов, военных летчиков, водолазов, альпинистов на большой высоте, при прочих случаях кислородного голодания. Но в таком случае туннельное зрение долго не держится и глаза быстро приходят в норму без лечения. Им просто надо дать отдохнуть.
  • Случается и обратное — периферическое зрение присутствует, а центрального нет. Это состояние носит название центральная скотома. Их существует несколько видов, часто скотома обусловлена угнетением коры головного мозга. Тогда человек в центральной части глаза видит мерцание, тогда как по периферии изображение четкое.

В обоих случаях функции зрения нарушены.

Ишемическая нейропатия зрительного нерва

Это поражение зрительного нерва, случающееся при внезапном ухудшении его кровоснабжения. Тогда внезапно и резко сужается поле и острота зрения, страдает периферическое зрение. Подвержены ей в основном мужчины после 40 лет, и это не самостоятельное заболевание глаз — оно сопутствующее другим системным заболеваниям. Это очень серьезное состояние, при отсутствии лечения чаще всего приводит к полной необратимой слепоте.

Чаще всего приступ бывает на одном только глазу, но у трети пациентов бывает и двусторонние нарушения. Обычно второй глаз подвергается атаке спустя несколько дней, но бывает, что проходит от двух до пяти лет. Приступ развивается внезапно и стремительно — после сна, физического напряжения, сауны, горячей ванны, стресса. Сразу же наступает ухудшение зрения, вплоть до десятых долей. Может наступить полная потеря светоощущения, тотальная слепота. Причем болезнь может развиться в течение нескольких минут, так что при обращении к врачу больной с точностью до нескольких минут укажет время начала приступа.
Часто случаются так называемые симптомы-предвестники — кратковременное помутнение в глазах, боли «за глазом», резкие головные боли. При таких признаках нельзя откладывать консультацию у врачей.

При первых же симптомах немедленно начинают лечение периферической нейропатии — сразу назначают противоотечные препараты, антикоагулянты, витамины, проводится тромболитическая, спазмолитическая терапия, магнитотерапия, электро- и лазерстимуляция зрительного нерва.

Прогноз, чаще всего, неблагоприятен, так как происходит быстрая атрофия зрительного нерва. В редких случаях удается поднять зрение на 0,1 единицу.

Для профилактики этого заболевания проводят общую сосудистую терапию, лечение остальных системных заболеваний организма. Пациентов, перенесших это заболевание на одном глазу, ставят на учет у офтальмолога, они находятся на пожизненном диспансерном учете, им прописывается соответствующая профилактическая терапия.

Упражнения для развития периферического зрения

Эти упражнения хороши тем, что многие из них можно выполнять, не привлекая ничьего внимания, даже идя по улице или сидя в транспорте. Для других понадобится спокойная обстановка, чуть больше места. Но в любом случае, их выполнение не потребует от вас большого количества времени, и научиться правильно их делать можно за один день. Общее у этих упражнений то, что выполнять их надо без напряжения, находясь в расслабленном состоянии.

  1. Сосредоточьтесь на одной точке впереди себя. Старайтесь не двигать зрачками. При этом фиксируйте все, что вы видите вокруг, вне поля прямого взгляда — по бокам, сверху, снизу. Сначала выполняйте это упражнение сидя и дома, через какое-то время можно потренировать его и на природе. Не беда, если при этом некоторые объекты будут двигаться, например, самолет.
  2. Возьмите в руки карандаши. Смотрите прямо перед собой. Выдвиньте вперед руки, начинайте их разводить в стороны, пока не перестанете их видеть. Сначала это будет совсем небольшое расстояние, затем угол зрения значительно увеличится. В дальнейшем двигайте руки с карандашами в разных плоскостях, важно только не двигать зрачками.
  3. Нарисуйте на листке А3 квадрат с цифрами от 1 до 9, в центре поставьте большую точку. Читайте цифры, глядя только на точку. В дальнейшем цифр можно сделать мельче, а их количество увеличить.

6.1. Развитие периферического поля зрения.

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

  1. Для тренировок использовать все 8 таблиц .
  2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.
  3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
  4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
  5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
  6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.
Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки» . Как было показано в первом уроке, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора, если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в отдельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движение глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите скорость чтения по формуле . Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.

Показать Текст 6 — Объем 3250 знаков

ОЛИМПИЯ СЕГОДНЯ

Что такое по современным понятиям стадия, давшая имя стадионам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, если судьба предоставила возможность ступить на землю древней Олимпии!

Здесь, на стадионе, который насчитывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию - длину стадиона.

Я убедился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж богатырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соответствовала сорок третьему размеру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин «Богатырь », перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном магазине. Впрочем, стоит ли удивляться: древние греки, наделившие Геракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что такое акселерация…

В Олимпии довелось познакомиться с Панайотисом Зафейропулосом — хранителем Аллеи Эллинов. Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптура и несколько тысяч бронзовых предметов, обнаруженных при раскопках стадиона.

В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских Игр интерес к ним все более возрастает. Местная пресса много пишет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках - стадионах, дворцах спорта, плавательных бассейнах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна это небольшая. Но имеется в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят футбол…

Мы прошли мимо храма Зевса, Гимнасия, Филлипеона, парламента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состязания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей.


Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодарностью думать о мудром законодателе Эллады - Эфите, провозгласившем святое правило: мир во время Олимпиад.

А вот та самая точка, на которую скоро будут настроены телеантенны мира. Самая красивая девушка Греции в белой тунике поднесет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам России и далее — в каждой деревне на пути огненной эстафеты встреча олимпийского факела превратится в праздник спорта и товарищества.

Помню, как доставляли этот огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монреальского стадиона от лазерного луча, рожденного сигналом, переданным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой деревушки Олимпия, загорится пламя которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера-де Кубертена, застываем в почтительном молчании. Всё кругом окружено пышной растительностью. Преобладают в ней оливы, олеандры, кипарисы. С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчивали победителей Игр. А дурманящий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа.

Ведь история быстро и справедливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортивные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда более трудным, чем искусство переносить неудачи…

Сегодня под флаг российской сборной призваны те юноши и девушки, которые первыми из наших олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность. Она требует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, волей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.

А. Кикнадзе; Олимпия, Греция (Правда . 7 октября 1979 г.)

Скрыть текст, при ответе на контрольные вопросы к нему

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. О чём эта статья?
  5. Какой вид спорта греки любят больше всего?
  6. Какой лозунг провозглашали во время олимпиад?
  7. В чём особенность запаха олеандра?
  8. Как зажигали олимпийский огонь в Монреале?
  9. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?