"введение в индийскую философию" - философия йога. Философская школа йоги Зарождение философии в Древней Индии

М ногие из нас не имеют четкого представления о йоге. Пропагандированный с помощью фильмов образ йога – старца, обладающего способностью без малейших колебаний ступать на битое стекло либо лежать на гвоздях, давно внедрился в наше сознание. Но он является лишь стереотипом и не раскрывает полной сути йоги. Йога – это не просто набор физический упражнений для поддержания формы. Йога – это стиль жизни и образ мысли. Он не так прост для понимания, но мы постараемся максимально расширить ваше представление о йоге – об ее философии, школах, особенностях .

Для начала, давайте разберемся, что означает понятие «йога». Йога – это одна из шести ортодоксальных даршан – философских школ Индии. Она имеет многовековую историю существования. Основной целью йоги является познание своей души, ее собственной тайны, нахождение ответов на вопросы, которые возникают в сознании каждого человека, вопросы, касающиеся собственного сознания, обретение просветления. Тем самым происходит освобождение души человека.

В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я».

Основные понятия, с которыми сталкивается человек, заинтересовавшийся йогой, включают в себя:

  • Асаны (позы) – помогают сохранить тело здоровым, красивым, гибким;
  • Пранаямы (дыхательные упражнения) – регулируют дыхание и контролируют эмоции;
  • Медитация (расслабление, релаксация) – дает возможность услышать себя и познать свое «Я».

Основные принципы и теории йоги изложены в «Йогах-сутрах» Патанджали – философа религиозной школы Индии. Он не был человеком, который придумал это учение. Он стал скорее систематизатором полученных из священных текстов знаний.

Считается, что йога работает со всеми аспектами жизни:

  • умственным;
  • физическим;
  • эмоциональным;
  • духовным;
  • психическим.

Она необходима для завершения жизненного пути. Йога — это наука, влияющая не только на сознание, но и на подсознание.

Один из основополагающих постулатов, которые включает в себя философия йоги , выражается в том, что границы нашего знания определяются ограниченностью психического и телесного опыта. Так как наше интеллектуальное знание – это только малая часть истины, внешнее знание. Поэтому целью йоги является превзойти ограниченность грубого физического «Я» и прийти к пониманию своего тонкого «Я».

Основные школы Йоги

1. Хатха-йога — учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень, являющаяся базовой для других видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги, готовит тело к духовной стороне раджа-йоги. Это одна из самых популярных на Западе разновидностей йоги. Включает в себя:

  • физические упражнения;
  • очищение внутренних органов;
  • дыхательные упражнения;
  • правильное питание;
  • умение расслабляться.

2. Раджа-йога — буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель – контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения. Для начала практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь наиболее высокого психологического и физического здоровья. Различные привычки не дают достичь духовного равновесия. Практики, которые позволяют достичь такого состояния, можно отнести к раджа-йоге .

3. Кундалини-йога — это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини. Эта энергия символически представлена змеей, свернувшейся и спящей в основании позвоночника. Постепенно, благодаря практике, она поднимается вверх, по центральному энергетическому каналу, открывая и пробуждая одну чакру за другой. Конечный результат – наступление просветления.

Регулярные занятия кундалина-йогой принесут вам:

  • улучшение физической формы;
  • чувство бодрости и счастья;
  • повышение сознания и расширение осознанности.

4. Аштанга-йога – дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это – быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания. Аштанга-йога прекрасно подойдет тем, кто обладает сильным телом и неугомонным разумом. Ступени представляют своего рода руководство к тому, как прожить наполненную счастьем жизнь. Первые четыре ступени – помощь в совершенствовании личности, обретении покоя над телом. Это подготовка ко второму этапу – знакомство со своими чувствами и умом, и как результат – достижение высшего состояния сознания.

8 ступеней Аштанга-йоги

  • Йама – соблюдение моральных заповедей;
  • Нийама – внутренняя дисциплина, контроль, культура;
  • Асана – достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);
  • Пранаяма –дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;
  • Пратьяхара – управление чувствами;
  • Дхарана – сосредоточивание мыслей;
  • Дьяхна – медитации;
  • Самадхи – нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

5. Айенгара-йога — основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

6. Сахаджа–йога – это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога:

  • развитие человека;
  • самоизлечение;
  • развитие общества.

7. Прана-йога – вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма — четвертая ступень йоги.

8. Агни-йога или Живая Этика . Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой. Основной силой, на которой построена жизнь, они рассматривают духовный огонь сердца и душевную энергию.

  • Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.
  • Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.
  • Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.
  • Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания.
  • Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

В этой статье мы рассмотрели основные понятия йоги, ее принципы и виды. Как видите, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но если вы действительно заинтересовались данной темой, то ее более глубокое изучение раскроет для вас удивительный мир. Мир просветления и душевной гармонии.

Желаем вам совершенствования и познания своих возможностей!

Различные школы философии рождались на основе разных точек зрения на извечные вопросы бытия. Каждый основатель своего учения, пытаясь доказать правоту своих мировоззрений, окружал себя учениками и последователями, которые поддерживали и развивали философию именно этой школы. Порой учения разных школ буквально противоречили друг другу, но, опираясь на законы той же философии и логики, каждая точка зрения имела право на существование.

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день - это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» , т.е. знание, видение . Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть - Самхиты , что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть - Брахманы - ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма , имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть - Араньяки (лесные книги) - это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни .
  4. Четвертая часть - Упанишады - что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание - философская часть «Вед» . В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании - всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны , или, как их еще называют, - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна - это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее - это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) - это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) - их удел - военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) - занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) - эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии . Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. - к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика - неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления - нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление - вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир - это бог, душа и материя.
  2. Санхья - эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало - вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя - школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы - это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса - школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика - эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога - это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика - атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм - философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель - Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) - школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм - название школа получила по прозвищу своего основателя - Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира - душа (джива) и все, что ей не является (аджива) - материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения - образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей - полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Брахманизм


Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями , разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их - брахманы . Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати - Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое - мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий , таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм .

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. Это очередная тема из цикла публикаций по основам философии . В предыдущей статье мы рассмотрели . Как уже было сказано, наука философия возникла одновременно в разных концах мира – в Древней Греции и в Древних Индии и Китае приблизительно в 7-6 вв. до нашей эры. Часто философию Древней Индии и Древнего Китая рассматривают вместе, так как они очень связаны и оказали друг на друга большое влияние. Но все же, предлагаю историю философии Древнего Китая рассмотреть в следующей статье.

Ведический период Индийской философии

Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.

Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед.

Упанишады

В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

Упанишады - это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре , как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

Философские школы (системы) Древней Индии

С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения) и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания).

Джайнизм и буддизм относят к неортодоксальным школам. Йога и санкхья, вайшешика и ньяйя, веданта и миманса – это шесть ортодоксальных школ. Я указала их парами, потому что они являются попарно дружественными.

Неортодоксальные школы

Джайнизм

Джайнизм основан на традиции отшельничества (6 век до н. э.). Основой этой системы является личность и состоит она из двух начал – материальной и духовной. Связывает их между собой карма.

Идея перерождения душ и кармы привела джайнов к мысли о том, что все живое на Земле имеет душу – растения, животные и насекомые. Джайнизм проповедует такую жизнь, чтобы не навредить всему живому на Земле.

Буддизм

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. Его создатель Гаутама, принц из Индии, который потом получил имя Будда, что в переводе означает пробужденный. Он разработал концепцию пути избавления от страданий. Именно это должно быть основной целью жизни человека, который хочет получить освобождение и выйти за пределы сансары, круговорота страданий и боли.

Чтобы вырваться из круга страданий (войти в нирвану) нужно соблюдать 5 заповедей (Википедия) и заниматься медитацией, которая успокаивает ум и делает разум человека более ясным и не подверженным желаниям. Угасание желаний ведет к освобождению и избавлению от круговорота страданий.

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э. Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Атман - это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман - это космическое, безличное начало всего существующего.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Книги по философии Древней Индии

От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. ВИДЕО.

Резюме

Думаю, статья «Философия Древней Индии – кратко, самое главное» стала для Вас полезной. Вы узнали:

  • о главных истоках философии Древней Индии — древних текстах Ведах и Упанишадах;
  • о главных классических школах индийской философии — ортодоксальных (йога, санкхья, вайшешика, ньяйя, веданта, миманса) и неортодоксальных (джайнизм и буддизм);
  • о главной особенности философии Древнего Востока — о понимании истинного предназначения человека и его места в мире (более важным для человека считалось сосредоточение на внутреннем мире, чем на внешних обстоятельствах жизни).

Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

  • Глава 3. Античная философия
  • 2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • 3. Классическая древнегреческая философия
  • 4. Эллинистическая философия
  • 5. Римская философия
  • Глава 4. Средневековая философия
  • 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Арабо-исламская философия
  • 4. Византийская и еврейская философия
  • Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • 3. Ренессансный платонизм
  • 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • Глава 6. Философия Нового времени
  • 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • Общая характеристика французского Просвещения
  • Деистическая философия
  • 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • Глава 8. Немецкая классическая философия
  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • 2. Философия Канта
  • 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • 4. Философия Гегеля
  • 5. Антропологический материализм Фейербаха
  • Глава 9. Марксистская философия
  • 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • 2. Единство диалектики и материализма
  • 3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • 4. Материалистическое понимание истории
  • 5. Философия марксизма и современность
  • Глава 10. Русская философия
  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • Философия русского просвещения XVIII в.
  • 3. Славянофильство и западничество
  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • Глава 11. Современная западная философия
  • 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • 3. Философский антропологизм
  • 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • 5. Философия постмодернизма
  • Часть 3. Современная философия
  • Глава 12. Бытие
  • 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • 2. Бытие и его структурные образования
  • 3. Понятие материи в философии
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как формы существования материи
  • Глава 13. Природа
  • 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • Глава 14. Сознание
  • 1. Проблема сознания в философии и науке
  • 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • Сознание, его сущность, структура и функции
  • 4. Самосознание и его формы
  • Глава 15. Теория познания
  • 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • 3. Основные уровни и формы познания
  • 4. Проблема истины в философии
  • Глава 16. Методология научного познания
  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • 3. Методы эмпирического исследования
  • 3. Методы и формы теоретического исследования
  • Глава 17. Человек
  • Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • Глава 18. Человеческое общество
  • 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • 2. Понятие человеческого общества
  • 3. Структура человеческого общества
  • 4. Полифункциональность человеческого общества
  • Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • 2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • Глава 21. Культура и цивилизация
  • Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • Глава 22. Проблема ценности в философии
  • 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • 3. Ценности личности и общества
  • 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • 1. Философия и глобальные проблемы современности
  • 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • 3. Типология глобальных проблем
  • 4. Глобальные проблемы и будущее человечества
  • 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

    В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята), отвергающие авторитет Вед.

    Философия веданта.

    Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад ею заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.

    Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман – причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неуничтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы свойственны неизменному брахману, могущему выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа – это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

    Мир явлений, согласно этому учению, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзизий (майя) с их тремя ингредиентами качества (гумма). Причина кажимости кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир – сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, прежде всего медитации. Под последней понимается концентрированное размышление о скрытых проблема Упанишад. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа не свободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

    Философия джайнизма .

    Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхама (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия – неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.

    Полное и окончательное разъединение дживы и адживы есть мокша, а их полное соединение является кармой. Джайнисты различали восемь карм, Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, а добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, то освободится от пут самсары. Для этого еще при жизни необходимы правильные поведение, познание и вера.

    Характерной чертой системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения. К числу подобных правил относится ахинса, т.е. не нанесение вреда живому. Джайнистское понимание ахинсы логически вытекает из его метафизической теории потенциального равенства всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними.

    Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» – авторитарное знание и «мати», в котором участвуют память, опознание и вывод. От непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. Абсолютное знание доступно лишь джинам – освобожденным душам.

    Составной частью джайнистского учения является представление о вечном космосе, в котором существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире – джины. Именно им, отрицая существование бога, поклоняются джайнисты.

    Философия буддизма.

    Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-фило­соф­ское учение имело созерцательный характер и представляло собой естественный результат простого наблюдения. Центральное место в нем занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Поэтому анализу подвергается только человек, видящий солнце, а не человек, солнце отражающий.

    Буддийское учение о бытии не требует для своего объяснения ни бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной казуальной, а, следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент – это единство объективного и субъективного. Естественно возникает вопрос: как на этой основе создать нравственность, адресованную любому страждущему? Избегая таких крайностей, как аскетизм и чрезмерное эмоционально-чувственное отношение к жизни, Будда находит свой, «срединный путь». Учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятий.

    В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Она, как и тело, является процессом мгновенного взаимодействия конечных и изменчивых элементов бытия – дхарм. Все сущее есть движение дхарм, их мгновенное взаимодействие. Единственное средство постижения абсолюта – махаянистская философия, являющаяся развитием буддизма и провозглашющая интуицию святых. Ее представители полагали, что Вселенная духовна и управляется нравственными законами.

    В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого и т.д. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды – такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий. Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему – это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения.

    Благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании к нему выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение, которые раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали, поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непринесение вреда окружающему.

    Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.

    Философия локаята.

    Материалистическая линия в древнеиндийской философии была представлена прежде всего учением локаятиков-чарваков. Локаята означала философию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

    Они сводили все сущее к четырем началам («махабхута»): земля, вода, воздух и огонь. Из сочетания махабхут состоит все сущее в мире. Соединяясь, они образуют живое тело, органы чувств и на их основе возникает сознание.

    Отрицая существование загробной жизни, локаятики говорили о необходимости пользования реальной жизнью. «Пока живешь, – утверждается в одном тексте, – живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не свершится». Смысл жизни они видели в счастье, а счастье понималось преимущественно как наслаждение. Поэтому, на их взгляд, человек не должен отказываться от удовольствий, доставляемых чувственными вещами.

    Локаятики отрицали сверхъестественное знание, авторитеты и разум как источник знания, а все знания выводили из органов чувств, из ощущений. Важно отметить, что оригинальность положений индийского материализма более отражена в негативных суждениях, нежели в позитивных. Это было обусловлено тем, что естествознание, к которому апеллировали представители этой философии, находилось еще в зачаточном состоянии.

    Философия йога .

    Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма – воздержание, нияма – самодисциплина, осана – сидение в позе, пранаяма – регулирование дыхания, пратьяхара – превращение деятельности чувств, дхарана – сосредоточенность, дхъяна – размышление и самадхи – прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.

    Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара.

    В йоге были разработаны способы «обуздания мысли», отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению ее представителей, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п. Поскольку йога ориентирована на конкретные психические вопросы, постольку центральной категорией является Чита, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Они непосредственно ненаблюдаемы, но все становятся известными и называются клеша. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний входит также требование поклонение богу.

    Во многих отношениях весьма близка к санкхьи система йоги, хотя в ней в отличие от санкхьи признается и личный бог. Кроме этого, есть различие по таким основным проблемам, как природа души, деятельности, причинности, и ряду других вопросов.

    | Термин «йога» несет различную смысловую нагрузку. Он обозначает метод, соединение (земной души с высшей душой), напряжение, энергичное усилие и т.д. Основателем системы йоги считается Хираньягарбха, согласно другой точке зрения - Патанджали (его время жизни определяется до III в. н.э.), который в своей работе «Анушасана» систематизировал представления йоги и изложил их на основе метафизики санкхьи. Его «Йога-сутра» - старейшее руководство йогической школы. Она состоит из четырех частей. Первая из них рассматривает природу и цель самадхи, или созерцательного самопогружения (самадхипада); вторая определяет методы и средства достижения этой цели (садхана- пада); третья излагает значимость необычных способностей, полученных с помощью практики йоги (вибхутипада); четвертая раскрывает природу освобождения (кайвальяпада). |

    Мысль о том, что человек может приобрести ряд необычных физических и психических способностей посредством контроля своей чувственной и умственной деятельности, нашла свое отражение еще в Ригведе и Упанишадах. В частности, в «Майтри Упанишадах» рассматриваются шесть составных частей йоги и упоминается ряд терминов системы Патанджали.

    Согласно этой системе йога является систематическим усилием, направленным на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека. Центральный ее вопрос - не построение теоретических систем, а практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы.

    Метафизика йоги созвучна с онтологией санкхьи. Вселенная никем не сотворена и вечна. Субстанция есть пракрити. Развитие пракрита осуществляется при помощи трех составляющих ее сил, или гун. Существует множество индивидуальных душ. Однако есть и различие между этими двумя системами. Человек, согласно йоге, обладает большей свободой, чем это предполагает учение санкхьи. Его цель - освобождение, которое заключается в отделении пуру- ши от пракрити и обращении к богу.

    Если санкхья утверждает, что освобождение осуществляется через познание, то йога настаивает на пути спасения посредством активных, систематических усилий. Иными словами, санкхья предпочитает логические исследования, йога - благочестивые действия и умственную дисциплину. Поэтому йога обращается к понятию бога. Природа бога совершенна. Он представляет собой не творца и охранителя всей вселенной, а особое «Я» (пуруша-вишеша). Личный бог философии йога - это средство для достижения конечного освобождения.

    Гносеология йоги основана на трех формах познания: восприятии, логическом выводе (умозаключении) и священном писании. Знания, полученные посредством этих трех форм познания, не являются абсолютно достоверными, поскольку истинность знания достижима только через практику йоги.

    Искусство йоги, или практика йоги, основана не на целенаправленном исследовании разума, а, напротив, на подавлении его деятельности в целях открытия реальности «Я», т.е. проникновения в те сферы и пласты человеческой психики, которые открывают божественную природу человека. Подавление деятельности ума достигается через выполнение ряда упражнений, осуществляемых с помощью очистительных мер, воздержания, познания, веры и подчинения желаний, посредством добродетельной благочестивой жизни

    Физическую природу человека йога рассматривает как средство для выражения духовной жизни. Для осуществления этого йога предлагает восемь принципов: (1) воздержание (яма), (2) соблюдение правил (ния- ма), (3) положение (асана), (4) регулирование дыхания (пранаяма),

    (5) удаление чувств (пратьяхара), (6) фиксированное внимание (дхара- на), (7) созерцание (дхьяна), (8) сосредоточенность (самадха).

    Первые два принципа - воздержание и соблюдение - отражают уровень этической культуры человека, соблюдение нравственных правил, аскетизм, преданность Богу; третий - положение, представляет дисциплину тела, его физическую поддержку состоянию сосредоточенности; четвертый - регулирование дыхания, выражает влияние дыхания на ясность ума; пятый - удаление чувств, исключает обусловленность рассудка от впечатлений извне

    Перечисленные пять принципов представляют собой этапы первой стадии, которая называется очищением. Эти этапы в системе йоги являются вспомогательными, но не самими ее элементами.

    Вторая стадия - освещение - включает этапы фиксирования внимания (дхарана) и созерцания (дхьяна). Первый этап - фиксирование ума на определенной точке, второй - медитация.

    Третья стадия - единство. Ее составляющая - этап самадхи, который предшествует достижению освобождения. Самадха предполагает два уровня сосредоточения: сознание (сампраджнята) и сверхсознание (асампраджнята). Достижение состояния самадхи дано не многим, временные рамки его ограниченны, ибо соблазны жизни разрушительны. Поэтому полное освобождение невозможно до тех пор, пока существует физическая жизнь человека. Абсолютная независимость, или свобода (кайвалья), - это вечная жизнь пуруши, освобожденная от пут пракрити. Однако на последнем этапе (самадхи) возможно достижение освобождения души от телесной оболочки посредством разрыва оков сансари и кармы.

    Этическая направленность системы йоги обусловлена ее целевой установкой - формированием высоконравственной личности.