Мыс серая лошадь и шепелевский маяк. Форт «Серая Лошадь»: описание, история, как доехать

5 ноября 2017 года мы совершили однодневное путешествие по западной части Ленинградской области. Основной целью нашего похода был мыс Серая Лошадь и противодесантная батарея на нем, созданная для защиты русской береговой крепости - форта Красная Горка. Так как Серая Лошадь и Красная Горка неразрывно связаны между собой исторически, поход наш начался именно с посещения Красной Горки, куда мы зашли ненадолго, для общего знакомства и понимания, что он собой представляет (сам по себе форт очень большой, и полностью его осмотреть можно только за длинный летний день, а то и за два). В первой части рассказа о нашем путешествии я опишу, что увидели мы на форту Красная Горка, который является ценным историческим памятником фортификации времен последних лет Российской Империи.


КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Форт Красная Горка был построен на южном побережье Финского залива, как и его собрат на северном берегу, форт Ино, для защиты Кронштадта и Петербурга от возможных атак со стороны моря. Старые защитные сооружения - форты Кронштадта и разные береговые батареи - уже не отвечали требованиям времени, когда моря рассекали могучие броненосцы, почти непотопляемые, с чудовищной по силе артиллерией. Для надежной защиты морей нужны были современные мощные береговые орудия, с укреплениями и большим гарнизоном для их защиты. В 1909 году на высоком берегу возле деревни Красная Горка начали возводить одноименный форт. Вооружение его было более чем впечатляющим - множество батарей с орудиями различных типов, позже добавились огромные орудия на железнодорожных платформах, перемещавшиеся по рельсам, и способные вести огонь все время с разных позиций. На территории форта существовали множество подземных ходов, связывающих батареи, командные и наблюдательные пункты, прожекторные и минные станции, земляные валы и рвы, мощный пояс сухопутной обороны - все это делало крепость неприступной, а проход по морю к Петербургу - невозможным, враг был бы тут же уничтожен артиллерией форта. В годы Великой Отечественной войны форт участвовал в обороне Ленинграда, являлся ядром Ломоносовского (Ораниенбаумского) плацдарма.

От шоссе, что идет от Лебяжьего к Сосновому Бору, к форту идет старинная вымощенная булыжником дорога.

Когда шагаешь по ней - то еще за пару километров до границ форта видишь множество окопов в лесу. Это позиции пехоты, защищавшей подступы к нему.

Сначала идут просто окопы и траншеи, с позициями для пулеметчиков и легких пушек. Потом, примерно в километре от форта, появляются многочисленные бетонные бункеры.

Это убежища для пехоты, построенные во времена Российской Империи, когда о выживаемости солдата хоть как-то, но заботились. Некоторые убежища предназначены не только для укрытия пехоты, но и для орудий, поэтому в них широкий вход, и от них к брустверу, где ставилось орудия, идет наклонный пандус, как для колясок в переходах над путями.

На фото - позиция для легкого противоштурмового орудия.

Можно зайти в убежище.

Внутри выход в бронеколпак с отверстиями, чтоб наблюдатель мог следить за ситуацией снаружи бункера.

Это бетонное укрытие огромных размеров отлично замаскировано. Его видно лишь со стороны защитников форта, а с другой стороны - это просто лес, земля с деревьями.

Внутри куски асфальта. Он здесь не просто так. Асфальт использовался как противооткольное покрытие. В случае взрыва стены не трещали, потому что асфальт вязкий, он бы замедлял процесс разрушения. За сто лет он весь обвалился и потрескался.

На потолках - длинные иглы сталактитов.

Наверху бункера - полка, где могли стоять стрелки, а рядом с ней - углубления в бетоне. В эти ниши прятались боеприпасы.

Поражает, как качественно умели строить сто лет назад, если стены до сих пор в идеальном состоянии. В них хоть сейчас можно воевать.

Обойти всю полосу сухопутной обороны форта очень сложно - это займет много времени, тем более, что идти придется через лес. Обычно мы всегда во время визитов в Красную Горку ограничивались лишь небольшими участками. Иначе пришлось бы пройти километров 7-8 минимум вдоль всех траншей и бункеров - и то, это была бы лишь основная полоса, не считая вынесенных вперед в лес просто окопов.

Идем дальше, в цитадель - укрепленное ядро - форта. Проходим через железнодорожные ворота, раньше здесь были рельсы, по которым в форт заезжал поезд. Слева и справа от ворот виден земляной вал - стена вокруг цитадели.

Информационные стенды на территории крепости. Все это сделали добровольцы-энтузиасты, годами защищающие форт Красная Горка от попыток разграбления. Они превратили его в бесплатный музей под открытым небом, аналогов которому в России больше нет нигде!

Из них можно узнать очень много про крепость.

Есть народный музей, созданный не государством, а добровольцами. Там уникальные экспонаты из вещей, найденных на территории форта при раскопках.

Главная достопримечательность форта - это орудия на железнодорожных платформах!

И в отличие от любых других музеев - здесь можно лазать по ним сколько угодно.

Земляной ров вокруг цитадели форта. Все, как в классических древних крепостях.

Земляной вал вокруг цитадели форта. А под валом - бетонные подземелья, соединяющие батареи.

Обязательно стоит глянуть побережье. Берег Финского залива здесь - памятник природы! Только здесь он представляет собой крутой обрыв, уходящий почти прямо в воду.

А вдали - видны корабли...Петербург - морской город. Корабли со всего мира идут по фарватеру, что проходит вдоль южного побережья.

Край обрыва.

Очень красивое место.

Такой берег был дополнительной защитой для форта. Вражеский десант бы здесь не забрался.

Идем назад, к батареям форта. Одно из орудий год назад поставлено энтузиастами на место, а раньше оно стояло тоскливо на рельсах. Теперь оно в орудийном дворике, как и положено.

И снаряд уже на месте.

В орудийных двориках есть входы в подземную часть форта. Подземелий, скажу сразу, здесь очень много. Есть где погулять.

Ступеньки современные. Их сделали те, кто приводил в порядок форт, патриоты - энтузиасты. Раньше они были разрушены.

Подземный коридор.

Можно увидеть следы труб, входивших в систему отопления, а также подававших свежий воздух. Были и электрические кабели. Эпоха Николая Второго - это время, когда технический прогресс уже охватил все стороны жизни.

Система фильтрации и очистки воздуха. В баках - угольная крошка, через нее проходил воздух, и она впитывала в себя все загрязняющие частицы. Примерно как таблетки активированного угля, которые вы принимаете при расстройствах живота.

По форту можно ходить очень долго. Дел тут найдется часов на 5. Но основная цель у нас - мыс Серая Лошадь. Поэтому небольшое чаепитие - и скоро пойдем туда.

Прощальный взгляд на "бронепоезд". Это орудие участвовало в обороне Ленинграда и било фашистов.

И на этом первую часть рассказа о походе я завершаю, но впереди еще очень много фотографий и описаний. Нам еще предстоит увидеть минно-прожекторную станцию, деревню Черная Лахта и заказник Лебяжий, а также форт Серая Лошадь. Так что следите за новостями в моем блоге, скоро будет продолжение!

Информация для тех, кто хочет сюда приехать! Добраться можно электричкой от Балтийского вокзала. Стоит около 155р. Выйти на станции 68 километр, дальше примерно минут 45 пешком. Кроме того, ходят автобусы от станций метро Парнас и Автово, стоят 145 руб. Выходить на повороте на 68 км. По времени часто идут даже быстрее электрички, но в них проверяют паспорта на погранзаставе, и если вы не имеете гражданства РФ, вас не пустят.

---------------------

Страница нашего туристического клуба в ВК:

5 ноября 2017 года мы совершили однодневное путешествие по западной части Ленинградской области. Основной целью нашего похода был мыс Серая Лошадь и противодесантная батарея на нем, созданная для защиты русской береговой крепости - форта Красная Горка. Так как Серая Лошадь и Красная Горка неразрывно связаны между собой исторически, поход наш начался именно с посещения Красной Горки, куда мы зашли ненадолго, для общего знакомства и понимания, что он собой представляет (сам по себе форт очень большой, и полностью его осмотреть можно только за длинный летний день, а то и за два). В первой части рассказа о нашем путешествии я опишу, что увидели мы на форту Красная Горка, который является ценным историческим памятником фортификации времен последних лет Российской Империи.


КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Форт Красная Горка был построен на южном побережье Финского залива, как и его собрат на северном берегу, форт Ино, для защиты Кронштадта и Петербурга от возможных атак со стороны моря. Старые защитные сооружения - форты Кронштадта и разные береговые батареи - уже не отвечали требованиям времени, когда моря рассекали могучие броненосцы, почти непотопляемые, с чудовищной по силе артиллерией. Для надежной защиты морей нужны были современные мощные береговые орудия, с укреплениями и большим гарнизоном для их защиты. В 1909 году на высоком берегу возле деревни Красная Горка начали возводить одноименный форт. Вооружение его было более чем впечатляющим - множество батарей с орудиями различных типов, позже добавились огромные орудия на железнодорожных платформах, перемещавшиеся по рельсам, и способные вести огонь все время с разных позиций. На территории форта существовали множество подземных ходов, связывающих батареи, командные и наблюдательные пункты, прожекторные и минные станции, земляные валы и рвы, мощный пояс сухопутной обороны - все это делало крепость неприступной, а проход по морю к Петербургу - невозможным, враг был бы тут же уничтожен артиллерией форта. В годы Великой Отечественной войны форт участвовал в обороне Ленинграда, являлся ядром Ломоносовского (Ораниенбаумского) плацдарма.

От шоссе, что идет от Лебяжьего к Сосновому Бору, к форту идет старинная вымощенная булыжником дорога.

Когда шагаешь по ней - то еще за пару километров до границ форта видишь множество окопов в лесу. Это позиции пехоты, защищавшей подступы к нему.

Сначала идут просто окопы и траншеи, с позициями для пулеметчиков и легких пушек. Потом, примерно в километре от форта, появляются многочисленные бетонные бункеры.

Это убежища для пехоты, построенные во времена Российской Империи, когда о выживаемости солдата хоть как-то, но заботились. Некоторые убежища предназначены не только для укрытия пехоты, но и для орудий, поэтому в них широкий вход, и от них к брустверу, где ставилось орудия, идет наклонный пандус, как для колясок в переходах над путями.

На фото - позиция для легкого противоштурмового орудия.

Можно зайти в убежище.

Внутри выход в бронеколпак с отверстиями, чтоб наблюдатель мог следить за ситуацией снаружи бункера.

Это бетонное укрытие огромных размеров отлично замаскировано. Его видно лишь со стороны защитников форта, а с другой стороны - это просто лес, земля с деревьями.

Внутри куски асфальта. Он здесь не просто так. Асфальт использовался как противооткольное покрытие. В случае взрыва стены не трещали, потому что асфальт вязкий, он бы замедлял процесс разрушения. За сто лет он весь обвалился и потрескался.

На потолках - длинные иглы сталактитов.

Наверху бункера - полка, где могли стоять стрелки, а рядом с ней - углубления в бетоне. В эти ниши прятались боеприпасы.

Поражает, как качественно умели строить сто лет назад, если стены до сих пор в идеальном состоянии. В них хоть сейчас можно воевать.

Обойти всю полосу сухопутной обороны форта очень сложно - это займет много времени, тем более, что идти придется через лес. Обычно мы всегда во время визитов в Красную Горку ограничивались лишь небольшими участками. Иначе пришлось бы пройти километров 7-8 минимум вдоль всех траншей и бункеров - и то, это была бы лишь основная полоса, не считая вынесенных вперед в лес просто окопов.

Идем дальше, в цитадель - укрепленное ядро - форта. Проходим через железнодорожные ворота, раньше здесь были рельсы, по которым в форт заезжал поезд. Слева и справа от ворот виден земляной вал - стена вокруг цитадели.

Информационные стенды на территории крепости. Все это сделали добровольцы-энтузиасты, годами защищающие форт Красная Горка от попыток разграбления. Они превратили его в бесплатный музей под открытым небом, аналогов которому в России больше нет нигде!

Из них можно узнать очень много про крепость.

Есть народный музей, созданный не государством, а добровольцами. Там уникальные экспонаты из вещей, найденных на территории форта при раскопках.

Главная достопримечательность форта - это орудия на железнодорожных платформах!

И в отличие от любых других музеев - здесь можно лазать по ним сколько угодно.

Земляной ров вокруг цитадели форта. Все, как в классических древних крепостях.

Земляной вал вокруг цитадели форта. А под валом - бетонные подземелья, соединяющие батареи.

Обязательно стоит глянуть побережье. Берег Финского залива здесь - памятник природы! Только здесь он представляет собой крутой обрыв, уходящий почти прямо в воду.

А вдали - видны корабли...Петербург - морской город. Корабли со всего мира идут по фарватеру, что проходит вдоль южного побережья.

Край обрыва.

Очень красивое место.

Такой берег был дополнительной защитой для форта. Вражеский десант бы здесь не забрался.

Идем назад, к батареям форта. Одно из орудий год назад поставлено энтузиастами на место, а раньше оно стояло тоскливо на рельсах. Теперь оно в орудийном дворике, как и положено.

И снаряд уже на месте.

В орудийных двориках есть входы в подземную часть форта. Подземелий, скажу сразу, здесь очень много. Есть где погулять.

Ступеньки современные. Их сделали те, кто приводил в порядок форт, патриоты - энтузиасты. Раньше они были разрушены.

Подземный коридор.

Можно увидеть следы труб, входивших в систему отопления, а также подававших свежий воздух. Были и электрические кабели. Эпоха Николая Второго - это время, когда технический прогресс уже охватил все стороны жизни.

Система фильтрации и очистки воздуха. В баках - угольная крошка, через нее проходил воздух, и она впитывала в себя все загрязняющие частицы. Примерно как таблетки активированного угля, которые вы принимаете при расстройствах живота.

По форту можно ходить очень долго. Дел тут найдется часов на 5. Но основная цель у нас - мыс Серая Лошадь. Поэтому небольшое чаепитие - и скоро пойдем туда.

Прощальный взгляд на "бронепоезд". Это орудие участвовало в обороне Ленинграда и било фашистов.

И на этом первую часть рассказа о походе я завершаю, но впереди еще очень много фотографий и описаний. Нам еще предстоит увидеть минно-прожекторную станцию, деревню Черная Лахта и заказник Лебяжий, а также форт Серая Лошадь. Так что следите за новостями в моем блоге, скоро будет продолжение!

Информация для тех, кто хочет сюда приехать! Добраться можно электричкой от Балтийского вокзала. Стоит около 155р. Выйти на станции 68 километр, дальше примерно минут 45 пешком. Кроме того, ходят автобусы от станций метро Парнас и Автово, стоят 145 руб. Выходить на повороте на 68 км. По времени часто идут даже быстрее электрички, но в них проверяют паспорта на погранзаставе, и если вы не имеете гражданства РФ, вас не пустят.

---------------------

Страница нашего туристического клуба в ВК:

5 ноября состоялся наш поход на мыс Серая Лошадь. Вначале мы посетили форт "Красная Горка" , прогулялись по западной части природного заказника "Лебяжий" и побывали в деревне Черная Лахта, а в конце похода дошли до главной цели путешествия - противодесантной батареи "Серая Лошадь", исторически и логически связанной с "Красной Горкой", для чего и заходили вначале мы на первый, основной форт.

Серая Лошадь стоит того, чтоб быть главной целью похода, по нескольким причинам. Во-первых, здесь нет многочисленных толп туристов, а наоборот, царят тишина и покой. Поэтому погружаться в историю, ощущать атмосферу прошлого - легче. Во-вторых, здесь чудесная, почти не тронутая человеком природа, с которой стоит пообщаться несколько часов во время прогулки.

О природе я уже рассказывал в предыдущей заметке (Заказник "Лебяжий") , а теперь посмотрим, что мы увидели на Серой Лошади.



Первое, что открывается взору путника - это Командно-Наблюдательный Пункт (КНП). Иногда пишут не "пункт", а "пост", возможно это устаревшее обозначение, потому что традиционно используется вроде первое. В общем, здесь находилось командование форта, велось наблюдение, раздавались приказы по батареям отсюда. Сооружение из толстого бетона, снаружи обваловано - замаскировано землей под холмик, что является традиционным для всех построек Российской Империи начала 20 века, когда при Николае Втором начали строить новые и перевооружать старые форты и батареи.

Здание было законсервировано, входы заложены кирпичем, но давно этот кирпич проломлен, и можно спокойно заходить.

По лестницам можно подняться на верхние этажи. Но надо быть осторожным, чтоб не удариться головой о многочисленные свисающие трубы.

На промежуточных этажах много разоренных пустых помещений, мы же идем сразу наверх. В одной из верхних частей видно бетонное основание. Что здесь было, непонятно, но что-то, что вращалось и смотрело в амбразуру.

Амбразура, идущая по кругу, заложена кирпичем. Очень похоже, что здесь стоял пулемет, который простреливал все вокруг через эту щель.

Лестница наверх. Помещения темные, нужен обязательно фонарь.

На одной из площадок - маленькие окошки для наблюдения.

Окошки закрывались металлическими заслонками.

Наконец залезаем на самую верхнюю площадку.

Видно вдали машину работников маяка на побережье, а также какие-то теплицы.

Часть группы не пошла с нами в бункер. Теперь мы смотрим на них сверху, откуда они кажутся совсем маленькими. Если внимательно присмотритесь, то увидите слева и справа от дороги темные пятна на земле. Это - болото. Дорога насыпана поверх болот, без искусственной насыпи на этот мыс по суше попасть было невозможно.

Вид на Финский залив. Враг не пройдет незамеченным.

Старинное переговорное устройство.

Один из нижних этажей. Все разорено и украдено. Но грех жаловаться - это не худшее, что сейчас бывает с фортами.

Покинув КНП форта, идем к батареям. Вдали видна правофланговая батарея, где стояло 3 орудия. Теперь самое время объяснить, что за зверь такой - Серая Лошадь, и для чего она вообще нужна. Дело в том, что Красная Горка со своими мощными орудиями прекрасно могла разнести в пыль все, что двигалось по морю, но не могла сама себя эффективно защищать от десанта на катерах. Стрелять с горки по береговой линии орудия не могли, их снаряды летели только вдаль. Но и это не главное, даже если установить по всему берегу легкие орудия или пулеметы прямо у воды - они увидят врага только тогда, когда тот подойдет близко, вынырнув из-за мыса и оказавшись прямо перед батареей. А если он сойдет раньше на сушу, в паре сотен метров от орудий, не доплывая до них - его вообще не будет видно, и невозможно будет подбить в воде. На случай атаки со стороны суши у Красной Горки была внушительная полоса сухопутной обороны, о которой я уже писал в начале этой статьи

Но намного эффективнее было бы уничтожать десантные катера врага прямо в воде, пока они еще не высадили десант на сушу - потерь среди своих было бы намного меньше. Для этого была построена батарея Серая Лошадь, которая обнаруживала бы врага раньше, подбивая его корабли на дальних подступах к основной крепости.


Посмотрите на это фото, сделанное на левом фланге мыса Серая Лошадь. В центре кадра еще один мыс - Шепелевский, где стоит действующий маяк. А справа от него - открытое море, которое просматривается вдаль на много километров. Пройти незамеченными мимо наблюдательных постов батареи невозможно.

Возле правофланговой батареи - старинная каменная кладка на берегу. Ею укрепляли берег, чтоб морской прибой не разрушал батарею. Все-таки Финский залив - часть Балтийского моря, и волны тут бывают вполне себе разрушительные.

Наблюдательный пункт батареи. Таких башенок здесь много. Через них можно было безопасно вести наблюдение за морем.

Орудийный дворик батареи. Правофланговая часть была вооружена тремя орудиями - скорострельными пушками системы Канэ. Они могли давать до 12 выстрелов в минуту. Через окошки подавали снаряды из подземных хранилищ прямо к орудиям.

Все орудия батареи связаны между собой подземными коридорами, можно было перемещаться от орудия к орудию, не выходя на поверхность, что повышало живучесть личного состава. Заходим внутрь.

Коридоры здесь имеют два уровня. Первый проходит вокруг орудий, а также соединяет дворики между собой. Второй находится ниже, на нем подземелья, где хранили боеприпасы.

Вот что поразительно - батарея давно заброшена. Условия суровые - сырость, климат... А краска на стенах до сих пор в идеальном состоянии. Как так? Сейчас на зданиях каждые три года побелку заново делают. А тут лет сто как, и ничего с ней не происходит! Что-то мы потеряли, что раньше умели...

В нижнем уровне, где подземные хранилища для боеприпасов, были такие вот устройства с ручками. Крутишь ручку - она, кстати, до сих пор работает - и закрывается заслонка, перекрывая трубу. Наверно, так регулировали ход воздуха для вентиляции или обогрева помещений.

Лестница от верхнего коридора к нижним комнатам с боеприпасами.

Одно из нижних помещений.

Здесь лежали снаряды.

Выходим на побережье Финского залива и идем ко второй батарее. Берег тут весьма красив!

Камыши хорошо могут летом укрывать от ветра, если будет необходимость позагорать в не самую жаркую погоду...

Орудийный дворик второй батареи. Здесь было 4 орудия системы Виккерс. Эти орудия крепились попарно - рядом сразу два ствола, на одной вращающейся установке.

Тут подземные хранилища затоплены. Один раз я был здесь зимой, когда вода в них замерзла. Но так получилось, что из-за высокого ее уровня перемещаться по льду можно было лишь сидя или на коленях. К тому же было очень скользко. Так мы и катались на коленях по нижним коридорам, было очень смешно: группа в 10 человек толкается руками, и катится по льду один за другим. А потом где-то услышали треск льда - и на огромной скорости покатились на задах и коленях обратно...

Последняя часть форта - Дальномерный Павильон, откуда корректировался огонь и велось наблюдение за морем.

Раньше вход туда был свободен. Но теперь на двери висит замок, и внутрь не попасть. Наверняка, как всегда, это объяснят "патриотическими соображениями". В последнее время ряд фортов и ДОТов захвачены и по сути незаконно приватизированы разными " патриотическими " клубами, которые превращают их в свою собственность, а потом водят туда экскурсии или для своих любимчиков, или для тех, кто очень хорошо заплатит. А потом некий Н. пишет у себя на сайте " там закрыто, но у меня есть эксклюзивная договоренность с хозяевами, и за 1000 рублей вы сможете там побывать...". Тенденция отвратительная и печальная.

Так что советую всем скорее побывать на Серой Лошади - со временем закроют и батареи, и КНП, тенденция просматривается очевидная...

Берег залива возле дальномерного павильона. Темнело, и обратно мы шли в полнейшем мраке. Хорошо, что были фонари у всех.

А теперь самая главная часть похода. Но не для всех. Половину мы посадили на автобус 401, идущий из Соснового Бора в Петербург, к метро Автово. Остановка была у деревни Горавалдай. А другая половина, самая активная, пошла со мной на Горавалдайское озеро. Мы не знали, замерзло ли оно, или нет, но надеялись искупаться. Дойдя до озера, увидели плавающие листья у берега. Быстро принято решение - купаться! Тем более что изрядно взмокли во время ходьбы, день ноябрьский был теплым, +7.

И тут я понял, что-то здесь не так.. нога с разбегу уперлась в какое-то препятствие. Думал, что врезался в темноте в поваленный ствол дерева, но в свете фонарей было видно - никаких стволов нет. Это лед! Да, в трех метрах от берега он был! У берега растаял за теплые дни, а дальше - остался, после тех заморозков, что были неделю назад.

Пришлось ломать лед руками и ногами, чтоб дойти туда, где можно хотя бы сесть в воду и окунуться хоть как-то. Вслед за мной фантастически абсурдным делом занялись остальные участники группы.

Купаться в ноябре, в темноте, при свете фонарей, в замерзшем озере... почему бы и нет? В нашем туристическом клубе все возможно...

Крошки льда, разбитого нами, плавали печально у берега...

Через полчаса мы сели в следующий автобус, где было сидячих мест ровно столько, сколько нас. Так что очень удачно поделили мы группу таким образом. Назад в город домчались примерно за 1 ч 20 минут.

------------

Страница, посвященная нашим туристическим походам:

Что собой представляет форт «Серая Лошадь»? Чем он знаменит? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Это укрепление является береговой противодесантной батареей морской крепости Петра I, имеющей кронштадтскую позицию. С 21 октября 1919 года её переименовали в форт «Передовой», с 1926-го - в бастион «Бухарин», а с 1936 по 1953 год она именовалась фортом «Красногвардейским».

Летопись

Форт «Серая Лошадь» построен на мысе Серая Лошадь в 1911 году в районе села Чёрная Лахта. Позиция состояла из двух долговременных открытых батарей: на правом фланге была размещена трёхорудийная 152-мм гаубица Канэ, а на левом - четырёхорудийная 120-мм гаубица Виккерса.

Батарея была изготовлена благодаря инженер-генерал-майору А. А. Шишкину, который предоставил руководству соответствующую докладную записку. Она должна была противостоять врага в Копорском заливе, чтобы бастион «Красная горка» не был захвачен с суши.

В мае 1919 года вместе с укреплением «Красная горка» форт «Серая Лошадь» отражал наступление Северного корпуса (командующий - генерал А. П. Родзянко) на Петроград. В октябре того же года защищал Петроград от Н. Н. Юденича и его Северо-Западного войска, благополучно отбивая все атаки штурмующих. По этой причине в декабре 1919 года ему было вручено Почётное Красное знамя. Во время Великой Отечественной войны форт «Серая Лошадь» был вынужден оборонять Ораниенбаумский плацдарм. В 1950-е был разоружён в связи с упразднением

Батарея № 333

Вы когда-нибудь видели форт «Серая Лошадь»? Схема его довольно-таки необычна. В 1925 году предполагалось произвести усиление батареи двумя 254-мм башенными установками с каравеллы «Рюрик». В 1927 году был создан проект усиления флота с помощью двух 203-мм башен с крейсера «Республика». В основу была положена усовершенствованная схема 254-мм башенной батареи Габбина и Коноплёва. Башни монтировались в бетонных обособленных гнёздах вместо бетонного единого массива на пару башен.

При монтаже были выполнены такие улучшения:

  • Смонтирована система ПУАО.
  • Толщина броневой крыши укрупнена с 2 до 5 мм.
  • Боекомплект доработан до 195 залпов на гаубицу.
  • Расширен угол отвесного наведения с 25 до 35°.

Новая батарея получила № 9, а затем ей присвоили № 333.

Восстание

Восстание бастионов «Серая Лошадь» и «Красная горка» - фрагмент гражданской войны, имевшей место в северо-западной зоне России. Тогда, в июне 1919 года, военизированные гарнизоны фортов выступили против большевистской власти. Это восстание подавили корабли Красного Балтфлота, части РККА и морской десант. Бунт в бастионе «Серая Лошадь» готовил офицер Оглоблин. Он был начат 13 июня. Комиссар батареи и коммунисты были взяты под арест, но команда бездействовала и не перешла на сторону восставших. Она забаррикадировалась на одном из укреплений и заняла выжидательную позицию.

На сторону мятежников перешёл крейсер «Китобой», который был переоборудован под сторожевое судно. Им командовал мичман В. И. Сперанский, который в тот день дежурил у батареи. Судно было вооружено двумя 75-мм гаубицами. Когда «Китобой» переходил на сторону мятежников, он был сперва обстрелян артиллерией батареи и флота, а затем, когда сменил красный флаг на Андреевский, - бригантиной «Якорь» своего персонального красного взвода. Тем не менее «Китобой» получил в палубе одну небольшую пробоину.

К форту «Красная горка» «Китобой» отправился на следующий день. Оттуда он ушёл с сообщением для английской эскадры о бунте. При этом британцы захватили судно и повели с ним себя как с военным трофеем. Они совершенно не считались с тем, что на нём развевался Андреевский флаг. Лишь 17 июня судно был передано «Морскому русскому штабу», а оказание помощи восставшим британской эскадрой было нерешительным и запоздалым. Орудия батареи участвовали в обстреле бригантин Балтфлота и Кронштадта. Причём команда отказалась вести артиллерийский огонь, и этим занялись офицеры. Восстание было сломлено в ночь на 16 июня, мятежники оставили форт, не повредив сооружения и орудия.

Итоги

После завершения противостояния руководство оборонительного района Петрограда обратило пристальное внимание на бастионы. Гарнизоны укреплений были улучшены коммунистическими деталями, и в последующем эти формирования превратились в реальные опорные пункты обороны ривьеры Финского залива. Именно этот нюанс сыграл важнейшую роль при отражении осенней атаки Северо-Западного войска на Петроград.

Руководство арестовало заговорщиков на фортах. В итоге ЧК смогло выйти на Петроградскую группу «Народного центра», которая позднее была уничтожена.

Нюансы

Фактически батарея «Серая Лошадь» является последующим становлением обороны близлежащих подступов к Кронштадту. Бастион отстраивался в два этапа. Возведение двух скорострельных батарей на мысу Серая Лошадь было начато в 1911 году, о чём мы говорили выше. В 1925-1928 гг. береговая оборона модернизировалась, и форт был улучшен 8-дм батареей, состоящей из двух башен и размещённой на мысу Суурниеми. Этот форт в годы гражданской войны, интервенции и Великой Отечественной полностью оправдал свою миссию.

Как добраться

Многие желают взглянуть на форт «Серая Лошадь». Как доехать на машине к нему? Из Краснофлотска нужно двигаться через Чёрную Лахту. Не доезжая до Пулково, сверните направо по булыжной дороге. Вам нужно добраться до залива Графская Лахта. Вы сможете определить залив по резкому запаху. Двигайтесь до ворот с надписью «Вход запрещён». Далее идите пешком через лес в сторону мыса Серая Лошадь. Затем вам нужно будет найти тропинку, которая приведёт вас к разрушенным воротам лагеря Высшего военно-морского училища подводного плавания с запрещающими надписями.

После пройдите мимо корпусов к искомому форту, оборонявшему «Красную горку» с запада. Сегодня четырехорудийная батарея из-за труднодоступности сохранилась неплохо. Хотя её нижние казематы подтоплены из-за близости воды, и она заросла травой. То же самое можно сказать и о второй батарее.

Верх здешнего наблюдательного пункта, построенного в 1910-х годах, уже после завершения Великой Отечественной войны был надстроен дальномерным павильоном. Пост состоит из трёх этажей, и если вы подниметесь на него, то сможете долго любоваться голубыми водами Финского залива. После осмотра этих достопримечательностей вы можете добраться до станции «68 км» и отбыть в Питер. Необходимо отметить, что если вы свой поход начали с центральной площади посёлка и завершили его в бастионе «Серая Лошадь», то длина вашего пути составит 40 км.

На маршрутке

Согласитесь, далеко находится форт «Серая Лошадь». Как доехать к нему на маршрутке? Рассмотрим самый короткий путь. Вам нужно в Питере возле метро «Автово» сесть на маршрутку № 401 и ехать до остановки в посёлке Гора-Валдай. Далее вам придётся идти около километра до первого поворота вправо. По нему через три километра вы выйдете к распахнутым воротам с вывеской.

В систему оборонительных сооружений Кронштадтской морской крепости входил еще один береговой форт, расположенный на южном побережье Финского залива – форт «Серая Лошадь» .

История форта «Серая лошадь»

Он был построен в 1911 году на одноименном мысу в восьми километрах западнее форта «Красная Горка» и имел своим предназначением открытие огня по приближающемуся неприятельскому флоту для того, чтобы канониры успели подготовить к бою сложные артиллерийские системы «Красной Горки». Кроме того, батареи форта «Серая Лошадь» должны были препятствовать высадке возможного десанта для захвата все того же форта «Красной Горки». Видимо, в связи со своим предназначением форт в советские времена был переименован в «Передовой». И, если быть документально точными, эти оборонительные сооружения именовались противодесантными батареями, но не фортом. В 1919 году расчет «Серой Лошади» , как раз таки, и отражал высадку отрядов армии генерала Н.Н. Юденича в Копорской бухте и своим огнем препятствовал проходу английских кораблей к Петрограду. В Великую Отечественную войну форт держал оборону Ораниенбаумского плацдарма. Батареи были разоружены в 1955 году в связи с расформированием Кронштадтской морской крепости.

Как добраться до форта «Серая Лошадь»?

Самый короткий путь из Питера на форт – маршруткой №401 от метро «Автово» до остановки в деревне «Гора-Валдай». Далее километр-полтора до первого отворота вправо, который через три километра выведет к распахнутым воротам с достаточно свежей вывеской.

Погожий мартовский день располагал к пешим прогулкам, и мы, чтобы размяться после зимнего застоя, решили удлинить себе переход. Электричкой с Балтийского вокзала доехали до платформы «68 км», перекусили бутербродом с чаем и бодрым шагом направились уже изведанным путем в сторону поселка Краснофлотский.

Достигнув брошенной железнодорожной ветки, мы повернули налево, в сторону деревни «Черная Лахта». Рельсы здесь оказались разобраны, шпалы укрыты прочным снеговым настом, идти – одно удовольствие!

Правда, чем дальше мы продвигались на запад, тем больше препятствий нам приходилось преодолевать: то продираться сквозь ветки упавших деревьев, то шагать по шпалам моста, между которыми виден стремительный речной поток.

За пару сотен метров до Черной Лахты натыкаемся на непроходимый завал на насыпи и заветные таблички «Проход закрыт». Лай собак подсказал нам, что более безопасным будет левосторонний обход препятствия.

Выйдя после небольшого крюка снова на ж/д насыпь и обернувшись назад, убедились в правильности выбранного пути.

На западной окраине Черной Лахты смонтирована мачта сотовой связи, которая служит отличным ориентиром (она видна от Краснофлотского).

Еще минут сорок прогулки по извилистой дороге – и нашему взгляду открывается сказочный вид на Финский залив .

Мы уже практически у цели! Через триста метров нас ждет первое строение форта – командно-дальномерный пункт (КДП). Он построен в 1911 году на правом фланге правой батареи.

Пролом в кирпичной кладке позволяет без проблем проникнуть внутрь служебных помещений некогда закрытого объекта.

Интерьеры нас не удивили: выкорчеванная электропроводка, сгнившие металлические конструкции, груды бытового мусора…

Правда, состояние лестниц и трапов позволило-таки подняться в верхнее помещение и даже на крышу КДП.

Чуть больше сотни метров от КДП влево по побережью видны остатки стены, защищавшей позиции форта от штормов.

Натоптанная тропа выводит нас на бетонный колпак с амбразурами, предназначенный для обороны батареи в ближнем бою. Построен, по всей видимости, во время реконструкции в 50-х годах прошлого века. Боец занимал позицию, используя подземный ход, ведущий от артпогребов батареи.

Батарея правого фланга №331 состояла из трех 152-мм орудий Канэ . Подземные сооружения батареи аналогичны сооружениям «Красной Горки», связаны в единый комплекс потерной, но в масштабах и толщине защитных стен проигрывают своему ближайшему соседу.

Из-под снега торчит чудом уцелевший бронеколпак, прятавший в себе устройство для прицеливания орудий батареи.

На левом фланге форта осталось четыре орудийных дворика, в которых располагались 120-мм орудия системы «Виккерс». Батарея №332. Все подземелье доступно и через окна подачи боеприпасов на артиллерийских позициях, и через обычные входы для личного состава.

Удивительно, но внутренние помещения батарей практически не замусорены. Мало того, при размещении погребов и других помещений на уровне среза воды Финского залива, гидроизоляция по сей день выдерживает натиск влаги.

Левее батареи №332, в стороне от дороги просматривается здание постройки 1950-х годов – дальномерный пункт.

После расформирования крепости территория форта использовалась в том числе как летний лагерь военно-морского училища. Казармы расположены вдали от побережья и, возможно, даже обитаемы….

Изначально была мысль вернуться на электричку, но после осмотра объектов мы отказались от этого плана. Рванули на деревню Гора-Валдай, хотя скептически отнеслись к графику движения маршруток на этом участке.

Но нет, автобусик не заставил себя долго ждать. В полупустом салоне можно было попить чайку и расслабиться после 15-километрового походика…

В статье использованы материалы из книги Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта» и схема из alexfergis.myftp.org