Артур Гачинский: "Надеюсь, Пиноккио навсегда ушел в свой шкафчик". Артур Гачинский: Из-за споров с Мишиным я перестал прогрессировать Есть амбиции как тренеру выйти на топ уровень

Артур Гачинский - известный российский фигурист. Выступал с одиночными программами. Завоевывал медали разного достоинства на чемпионатах мира и Европы. Имеет звание мастера спорта международного класса.

Биография спортсмена

Артур Гачинский родился в Москве в 1993 году. В детстве активно катался на роликах, в шесть лет начал заниматься фигурным катанием. Из столицы в город на Неве его семья переехала в 2002 году.

Здесь у него впервые появился свой личный тренер. Им стал Алексей Мишин, выступавший ранее в парном катании с Тамарой Москвиной. В свое время он выигрывал чемпионат СССР, завоевывал серебряные медали на чемпионате мира в американском Колорадо-Спрингс и чемпионате Европе в шведском Вестеросе.

Гачинский добивался серьезных успехов на детских соревнованиях. Причем тогда на них выступал под фамилией своей матери - Хиль.

Дебют на взрослых турнирах

Первых успехов Артур Гачинский добился в 2006 году, когда стал третьим на российском первенстве среди юниоров. В следующем году Федерация фигурного катания приняла решение разрешить ему участвовать во взрослом первенстве страны. На тот момент ему было всего 13 лет.

Это было уникальное решение. Никогда раньше такой молодой спортсмен не участвовал в российском первенстве. Всего на лед выходили 18 участников. Гачинский набрал 161 балл и занял 14 место. Победителем того турнира стал Андрей Грязев, набравший более 222 баллов.

Начиная с 2008 года, выступал на международной арене. Отобрался в финал Гран-при среди юниоров. Это ежегодные соревнования, в которых выступают лучшие спортсмены сезона. Артур Гачинский занял восьмое, последнее, место. В том же году еще раз выступил на чемпионате России. На этот раз стал девятым. Победу же одержал Сергей Воронов.

Первые награды

В следующем сезоне Гачинский снова отобрался на юниорский Гран-при и снова занял там последнее место. Он попал в состав сборной России на юниорский чемпионат мира, но снялся за несколько дней до старта из-за серьезной простуды. Следующий чемпионат мира среди юниоров для него сложился более удачно. Он стал третьим, уступив только китайцу Сун Наню и японцу Юдзуру Ханю.

На российском первенстве выступил на прошлогоднем уровне, заняв 10 место. В 2010 году стал 13-м на российском первенстве, тогда наступила эпоха Евгения Плющенко. Именно он завоевал золотую медаль.

2011 год стал ключевым в карьере спортсмена. На российском чемпионате он выступил как никогда успешно, завоевав серебряную медаль. Константину Меньшову, занявшему первое место, он уступил около 14 баллов.

На следующий сезон он повторил свое достижение. На этот раз победа досталась Евгению Плющенко, который получил на 5 баллов больше за каждое выступление, чем Артур Гачинский. Фигурист, фото которого стали появляться в спортивных изданиях, не сдавался. Однако на следующий год и вовсе не попал на пьедестал, оставшись четвертым. Победа вновь у Плющенко. Основные соперники Артура - Воронов и Меньшов, второй и третий соответственно.

В 2014 году меняет тренера Артура Гачинский. Фигурист готовит свежие номера, однако на чемпионате России вновь не завоевал медалей. Занял шестое место. Триумфатором первенства на этот раз стал Максим Ковтун.

И в 2015 году Гачинский - шестой. В декабре он объявил о завершении карьеры.

Программы

В мир фигурного катания Гачинский пришел с короткой программой "Фламенко" - ярким, экспрессивным испанским танцем. В произвольной программе он покорял судей танцем по мотивам произведения "Ромео и Джульетта" на музыку итальянского композитора Нино Рота. А в показательных выступлениях катался под Элвиса Пресли.

За свою карьеру он подготовил несколько десятков номеров в короткой и произвольной программах. Выступал под саундтреки к фильмам "Мистер и миссис Смит" на музыку британского композитора Джона Пауэлла, "Анна Каренина" итальянца Дарио Марианелли, "Интервью с вампиром" американца Эллиота Голденталя, "451 градус по Фаренгейту" поляка Войцеха Киляра. И спользовал композиции Дмитрия Шостаковича, Томазо Альбиони, Кэйко Мацуи и Майкла Джексона.

Личная жизнь

По собственному признанию, решение о завершении карьеры далось Гачинскому достаточно легко.

Главными причинами стали многочисленные травмы, которые преследовали фигуриста практически каждый сезон. Из большого спорта он ушел в 22 года. К тому же спортсмен отметил, что остановился на месте в своем развитии, перестал совершенствоваться. Своим коллегам он пожелал удачи и сил превзойти японца Юдзуру Ханю, который в последнее время стал доминировать на международной арене.

Артур Гачинский, фигурист, и его жена намерены уделять больше времени себе и путешествовать. Об избраннице спортсмена известно немногое. В СМИ подробно освещалась история предыдущей избранницы Артура - фигуристки Катарины Гербольдт. Она также тренировалась у Мишина.

Они вместе ездили отдыхать на морские курорты и даже сняли квартиру, в которой стали жить вдвоем. Именно в этот период Гачинский добился основных успехов на российской и международной арене. Однако вскоре они расстались, причем инициатором была Катарина, которая заявила, что изначально не рассматривала эти отношения как долговременные.

Артур Гачинский стал одним из главных ньюсмейкеров чемпионата мира по фигурному катанию в Москве. Никто не предполагал, что 17-летний ученик Алексея Мишина станет бронзовым призером мирового первенства, да еще в компании с сильнейшими титулованными соперниками. Спустя день после мужского финала Артур Гачинский ответил на вопросы корреспондента «МН».

- Третье место - это тот уровень, ниже которого уже не хочется опускаться. Что для этого надо делать?

Работать. Много. Долго. Без отдыха. Если взял первую высоту, то падать совсем не хочется. Надо забираться выше. Пока мое катание идеальным не назовешь. Надо поработать над скольжением, вращениями. В следующем сезоне в обеих программах хочу исполнять по два четверных прыжка. Поэтому за лето необходимо хорошо подготовиться, чтобы накопить форму.

- Где планируешь проводить сборы?

В Испании, Италии и Эстонии. Но перед этим весь май я буду отдыхать. Сначала с тренером по ОФП поедем в Адлер. Потом переберусь в Сочи, где Алексей Николаевич Мишин пробил мне путевку.

- Один поедешь?

Да, мне не скучно. Даже нравится иногда побыть в одиночестве. Для меня это самый лучший отдых, чтобы забыть о фигурном катании, отодвинуть его на второй план.

- Разве это возможно?

Я умею отключаться, потому что по характеру очень спокойный. Многие говорят, что у меня вообще нет нервов. Даже перед выходом на лед никогда не дергаюсь, могу абстрагироваться от всего. В этот момент для меня существуют только тренер, лед и я. Все другие вещи не волнуют.

- Первое впечатление от встречи с Мишиным?

Мы приехали с мамой в Питер, потому что жили в Москве, где я уже год серьезно занимался фигурным катанием на Стадионе юных пионеров. Не знаю, кто и почему решил, что нам надо показаться Алексею Николаевичу. Но он посмотрел меня, а потом позвонил и сказал, что берет.
Я уже знал, что Мишин - известный тренер. И когда увидел его так близко впервые, то испытал восторг. В Москве я ходил на соревнования, в которых участвовал Женя Плющенко, а Мишин стоял у бортика, но это было как бы издалека. Сама же идея тренироваться у Мишина, рядом с Плющенко, для меня казалась невероятной.

- А почему родители выбрали для тебя именно фигурное катание?

Моя мама - художница, и, возможно, ее привлекали те виды спорта, в которых было что-то близкое к искусству. Скорее всего, меня отдали в спорт потому, что в детстве я был одним из тех, про кого говорят: не ребенок, а шило. Спорт полностью изменил мой характер. Я приходил с тренировок и засыпал. Но при этом мне очень понравилось кататься. Я сразу понял, что стану фигуристом и начал бредить мечтой. Но в то же время я понимал, что это не просто так. Что фигурное катание - труд, работа, которая приносит удовлетворение, и что этим можно зарабатывать деньги.

- Глупый вопрос: для чего? Тебе ведь было 8 лет.

Когда мы с мамой переехали в Питер, то возникли проблемы с деньгами. Но мы держались. Основная нагрузка лежала на маминых плечах, потому что папа приезжал редко. Поэтому сейчас я стараюсь помогать маме, быть для нее стеной и опорой.

- После первых выступлений тебя стали называть вторым Плющенко. Это радовало или раздражало?

Поначалу я не обращал внимания. Сейчас раздражает, потому что мы катаемся у одного тренера, и хотя исполнение элементов похожее, но оно все же разное. Я никогда специально не копировал движения Жени. Но мы тренируемся вместе, я смотрю видеозаписи его выступлений, и, возможно, некоторые жесты повторяю автоматически. Когда меня называют не Гачинским, а клоном Плющенко - это неправильно. Я всегда стараюсь быть самим собой.

- А какой ты по характеру?

Добрый и очень уравновешенный.

- Правда, что ты поменял фамилию Хиль на Гачинский ради сценического образа?

Вовсе нет. Раньше я выступал под фамилией мамы - Хиль. А когда она вышла замуж, то отец захотел, чтобы я взял его фамилию Гачинский.

- Был даже показательный номер «два Хиля», где ты катался под музыку певца Эдуарда Хиля?

Однажды мы выступали вместе, и ведущий сказал, что на сцене Эдуард Хиль, а на льду - Артур Хиль. Наверное, вот тогда и пошли разговоры, что я его дальний родственник.

- Мама приходит на твои соревнования?

Нет, потому что когда она в зале, я начинаю волноваться. Лучше потом, дома, она мне расскажет, что было не так. Конечно, в технические моменты она не вмешивается, а по поводу хореографии, как художник, может подсказать, где я выглядел корявенько.

- С вашей группой работали наши и иностранные хореографы. Можешь рассказать об отличиях?

Наши хореографы - это бывшие балетные люди. Они не могут стоять на коньках, только придумывают что-то, и ты сам делаешь, воплощаешь их идеи на льду. А канадец Том Диксон, который два года назад ставил мне короткую программу - танго на музыку «Мистер и миссис Смит», не просто придумывал, но и показывал, как надо делать. Диксон был и постановщиком, и пояснял, в какой такт надо делать перебежку, насколько плавно или быстро. Работать с ним было очень интересно и очень тяжело. Не знаю, возможно, мы продолжим сотрудничество.

- В сегодняшнем фигурном катании есть спортсмен, который потрясает тебя своими программами, движениями?
- Нет, у меня нет кумира.

- А Патрик Чан?

Канадец - хороший фигурист. Его программы изобилуют «транзишн» - связующими элементами, и он очень плавно скользит по льду. Но я не согласен, к примеру, что небольшие подпрыжки, которые он делает на разбегах, можно назвать «транзишн». Для меня это понятие подразумевает «пьяный», обманный шаг, перестановку ног, владение коньком так, что фигурист набирает ход с помощью других элементов, а не то, что исполнил подпрыжку и поехал дальше.

И вместе с тем, у Чана прекрасный заход на четверной прыжок. Там, где он делает «пьяный» шаг, «тройку» и четверной - вот это классно, на самом деле круто. Или потрясающие дорожки шагов. Когда я видел его дорожку в короткой программе, он проскользил первую половину на одной ноге так легко и естественно, словно дышал. Вот это было потрясающе. Я думаю, что он очень много работает. Над каждым элементом. Чан поставил себе цель кататься как бог. И у него это получается.

- А ты хочешь кататься как бог?

Конечно, это главная цель для меня.

О Новом Плющенко я услышал от Алексея Мишина почти 10 лет назад. Когда сам Плющенко еще ни разу не был чемпионом мира, а 8-летний Артур носил фамилию Хиль. Потом Артур стал Гачинским, видимо, из соображений сценического благозвучия. Хотя, по мне, Артур Хиль - много круче.

Первый раз я увидел Артура на чемпионате России в Мытищах в декабре 2006-го. Ему было 13 лет. Он выступал вне конкурса. Занял, кажется, 14-е место. Но выехал на лед и ушел со льда с таким видом, будто он не заявился в конкурс вовсе не потому, что слишком молод для взрослых соревнований. А потому что представляет другой и, несомненно, высший отряд живых существ – человек заявился на турнир по фигурному катанию среди муравьев. Когда твои дети учатся в одном классе с таким мальчиком – это не может нравиться. Но когда в такой позе дитя выходит на сцену – это забавляет и даже умиляет, как детский спектакль. Понятно, что кто-то – родители или педагог – заставили учить его эту роль.

Появляться среди муравьев Гачинскому не было смысла

На следующий год Артур выступал уже в конкурсе, держался ровно также, а выступил немногим лучше – 9-е место. Потом стало понятно, что Артур пока не очень вписывается в график Плющенко – у него начался кризис переходного возраста в довольно остром виде. Появляться среди муравьев не имело смысла. Мишин запустил Гачинского на юниорскую орбиту, но и там он выглядел не самым блистательным образом. Немногим, во всяком случае, приходило в голову сравнивать его с Плющенко. В лучшем смысле этого слова.

Возвращение во взрослый мир случилось осенью. Два старта в Гран-при – непровальных, но и неприметных. И, наконец, чемпионат России в Саранске. Он получился для Гачинского просто-таки позорным. Не столько даже для него самого – для всего русского фигурного катания. Гачинский выступал с травмой. Был совершенно не готов к турниру, и, может, поэтому таким нелепым выглядел его «Болт». Татьяна Тарасова ничего не могла с собой поделать – она открыто издевалась над качеством постановки этой программы, комментируя турнир для «НТВ-плюс». Судьи, как в годы махровой писеевщины, втащили Гачинского на второе место, позволяющее ему ехать на чемпионат Европы. Это было очень и очень стыдно.

Часто бывало спортсмены, получившие свое место в сборной не по праву, начинали бурно рефлексировать по этому поводу, лезть из кожи вон, чтобы доказать своим покровителям, что на самом деле они, конечно, всего лучшего достойны – и ломались. Но Гачинский принял этот подарок с королевским достоинством. Как должное. Трюк, который заставлял всех мило улыбаться в Мытищах, прошел. Гачинский настолько справился со своими нервами вначале в Берне, а потом и в Москве, что, действительно, можно подумать, будто он в этом бизнесе лет 10.

Это Чан с Козукой могут улыбнуться своим медалям, а ему-то, Артуру – что радоваться этой бронзе? Одним скачком Гачинский приблизился к графику Плющенко. Как и Плющенко, он дебютировал на чемпионате мира бронзой. Вся разница в том, что Плющенко добился своего в 15 с половиной лет, а Гачинский – в 17 с половиной. Все равно впечатляет. Лайсачек, скажем, тоже сразу взял бронзу, но он был к тому времени уже почти сложившимся спортсменом (19 лет). Чан начал с 9-го места (в 17 лет). А Ламбьель, страшно сказать – с 18-го (17 лет).

Мишин имеет несколько прямолинейное представление о маркетинговых технологиях достижения успеха

Добиться всего того, чего достигли все эти знаменитые люди, Гачинскому будет много сложнее. В этом состоит мое большое опасение. Ни Плющенко, ни Лайсачек, ни уж тем более Ламбьель с Чаном никому не подражали, входя в фигурное катание. Или, много точнее, так – никого НЕ ИЗОБРАЖАЛИ. Гачинский приговорен к этому своим тренером Алексеем Мишиным.

Великий учитель прыжков Алексей Николаевич имеет несколько прямолинейное представление о маркетинговых технологиях достижения успеха. Он применяет к фигурному катанию, то есть сугубо индивидуальному виду артистической деятельности, логику высокобюджетного кинопроизводства. Мы сделали «Терминатора», он оказался дико успешным. Давайте сделаем второго – он соберет, может быть, меньше, но все равно мы заработаем. Гачинский реализует на льду стратегию «Терминатор-2».

Все, абсолютно все должно нам напоминать о Плющенко, включая, разумеется, перчаточки. Проблема, я бы даже сказал, невозможность исполнения стратегии сиквела, говоря в голливудских терминах, заключается в том, что «Терминатор-1» не всю жизнь был Терминатором. Женя Плющенко до 20 лет был абсолютно живым мальчиком, не ведавшим о том, что творит на льду. Болезненное поражение на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити заставило искать Плющенко способы защиты и восстановления от этой травмы. Образ жильца вершин, придуманный Мишиным, пришелся кстати.

Это была маска, рожденная естественным развитием судьбы Плющенко в спорте. Эта маска действительно пугала его соперников. Потому что Плющенко был талантливее их, а когда не талантливее (Ламбьель, Баттл), то сильнее. Артур Гачинский – неопровержимо талантливый человек. Это стало понятно еще в Берне, на чемпионате Европы. Проблема в том, что он взял эту маску позднего Плющенко, ничего еще не выиграв и, главное, ничего не пережив в спорте. Мы наблюдаем в Гачинском ровно ту же стратегию достижения успеха – безукоризненно выполненные прыжки с километровыми, риторическими заходами на них плюс миманс, возбуждающий зрителей. Этого оказалось мало даже для Плющенко, чтобы выиграть Олимпиаду. Этого будет категорически недостаточно даже для того, чтобы Гачинский оставался на высоте, завоеванной в Москве.

Гачинский – человек, который носит в себе драму

Бронза Гачинского – абсолютно заслуженна. Но вот московскую сумму баллов ему стоит, пожалуй, забыть. Эта цифра просто дышит жаром благосклонного, домашнего судейства. Его вращения и шаги, на мой взгляд, оценены комплиментарно. А его отставание от эталонного артиста Такахаши по второй оценке должно измеряться 8-10 баллами, никак не четырьмя, как это было в Москве.

Если Гачинский, действительно, гордый юноша, слишком много знающий о своем даре, то он рано или поздно должен взбунтоваться против стратегии Мишина и сбросить с себя маску Плющенко. Человек, влюбленный в свой дар, не сможет долго работать тенью. Пусть даже это тень гения.

Если же Гачинский на самом деле добрый славный парень, скромно понимающий меру своего таланта, для него вдвойне губительно, стоя на подиуме чемпионата мира, играть гения с утешительным призом. Этим Патрика Чана не задушишь, не убьешь. Ну что ему, Чану – психологические стратегии профессора Мишина? Ничего. Пожмет плечами и покатиться дальше к новым победам.

Артур Гачинский – человек, который носит в себе драму. Будем внимательно наблюдать за ее развитием.

Вчетверг стало известно, что бронзовыйпризер мирового первенства 2011 годаАртур Гачинский, пропускающий чемпионатРоссии из-за травмы, скорее всего,завершил карьеру. Скорее всего - потомучто Татьяна Тарасова, тренирующаяфигуриста, предположила, что он ещеможет вернуться, но вероятность этогокрайне невелика.

Привсем уважении к Татьяне Анатольевне,тренер, с которым связывают имя АртураГачинского - это, конечно, не она. АлексейМишин - вот кто сделал из малыша пофамилии Хиль звездного фигуристаГачинского. Это его главный тренер.Говорят, что для Мишина Артур всегдавторостепенным проектом после ЕвгенияПлющенко, а самого Гачинского называлитенью великого фигуриста. Но это не так.Да, внешнее сходство отрицать нельзя -но по катанию это были совершенно разныелюди. А насчет второстепенности - еслибы это было так, Мишин бы не называлГачинского будущей звездой еще когдаего юному ученику было десять лет. А в2011-м не признался автору этих строк:«Гачинский - это тот человек, которогоя веду к золоту Сочи». О возвращенииПлющенко тогда не было и речи.

УГачинского был звездный час - и этодаже не московский чемпионат мира 2011года. Да, там он катался хорошо, но впризеры попал благодаря тому, что неповезло одному из его соперников -японцу Дайсуке Такахаси, у которогосломался конек. А вот чемпионат Европы-2012в Шеффилде Гачинский должен был выиграть.В короткой программе он опередилПлющенко. На сотые доли балла, но опередил.В произвольной же «Король льда» получилболее высокие оценки, и Артур осталсяс серебром. Справедливо или нет - разныеесть мнения. За Гачинского быломеньшинство, но я, пожалуй, с ним.

Ауже через два месяца на чемпионате мирав Ницце Гачинского было не узнать. Оноткатился аж на 18-е место! Рассказывают,после произвольной программы крикиАртура и грохот ударяющихся о стенутяжелых предметов были слышны во всейгостинице для спортсменов. А его тренеравсе спрашивали: что могло произойти свашим учеником за такой короткий срок?Почему он приехал в Ниццу фаворитомчемпионата мира, а уезжает с негофигуристом, потерявшим на пару с СергеемВороновым два места для сборной России?

«Немогу сказать, не имею права», - отвечалтогда Мишин. И лишь спустя годы коротко,без подробностей сказал - причина вличной жизни. Не справился с переживаниями- и навсегда потерял психологическуюустойчивость и способность настраиватьсяна старты. После Ниццы Гачинский невыступил ни на одном чемпионате Европыили мира - потому что ни разу не попалв тройку на чемпионате России.

Главнойже неудачей в карьере Артура стало егонепопадание на Олимпийские игры в Сочи.Он, лидер российского мужского одиночногокатания в начале пост-ванкуверскогоцикла, без сомнения, настраивался нато, что домашняя Олимпиада будет его.Но Гачинский даже не попал в числозапасных. И он решился кардинальноизменить жизнь - переехал в Москву, гдеего взяла под свое крыло Тарасова.

ОтМишина в Москву за последние парудесятков лет уезжали разные фигуристы.Но успешно - только один Алексей Ягудин.Куда больше тех, кто так и не нашел себяв столице. Гачинский стал одним из них.Стабилизировать прыжки он так и несумел, и к тому же навалились травмы.Последняя и стала формальной причинойуйти из спорта - Артур разрезал рукустеклом, после чего долгое время не могчувствовать пальцы.

Нореально Гачинский, конечно, ушел непоэтому. «Перестал прогрессировать»,- сказал он сам в интервью ТАСС, и этоесть жестокая правда. А тем, кто удивляется,что Артур собрался покинуть большойспорт в 22 года, остается только напомнить- за его плечами участие в девятивзрослых чемпионатах России.Екатеринбургский должен был статьдесятым. Посчитайте, в каком возрастеГачинский впервые вышел биться смужиками, и поймете, что он просто устал.